В США ис­пу­га­лись успе­хов на­ших те­ле­ка­на­лов

Izvestia Moscow Edition - - Первая Страница - Эль­дар Ах­ма­ди­ев, Та­рас Под­рез

Ви­це-пре­зи­дент Фон­да под­держ­ки де­мо­кра­тии (NED, ос­нов­ной ин­стру­мент ре­а­ли­за­ции аме­ри­кан­ской по­ли­ти­ки мяг­кой си­лы) Кри­сто­фер Уол­кер при­звал США и ЕС мо­дер­ни­зи­ро­вать и ак­ти­ви­зи­ро­вать ме­диа, что­бы они мог­ли кон­ку­ри­ро­вать и по­беж­дать СМИ из «ав­то­ри­тар­ных го­су­дарств». Свои мыс­ли и про­гно­зы Уол­кер из­ло­жил в ян­вар­ском до­кла­де под на­зва­ни­ем «Угон мяг­кой си­лы», опуб­ли­ко­ван­ном в Journal of Democracy (из­да­ет­ся NED). Ес­ли не вы­иг­рать у кон­ку­рен­тов ин­фор­ма­ци­он­ную вой­ну и про­дол­жать «ре­ак­ци­о­нист­скую по­ли­ти­ку ста­тускво», то За­па­ду гро­зит «мрач­ная пер­спек­ти­ва еще боль­шей эро­зии де­мо­кра­ти­че­ско­го про­стран­ства в бли­жай­шие го­ды». К чис­лу угроз вли­я­нию США он от­но­сит в первую оче­редь Рос­сию, Ки­тай и Иран и ука­зы­ва­ет на успе­хи те­ле­ка­на­лов Russia Today, LifeNews и ки­тай­ско­го CCTV.

Кри­сто­фер Уол­кер жест­ко от­зы­ва­ет­ся о СМИ Рос­сии и Ки­тая, ко­то­рые ра­бо­та­ют на за­ру­беж­ную ауди­то­рию. По его сло­вам, с по­мо­щью внед­ре­ния де­мо­кра­ти­че­ских форм и ис­поль­зо­ва­ния воз­мож­но­стей гло­ба­ли­за­ции ре­жи­мы в Рос­сии, Ки­тае и Иране со­зда­ли на­бор ин­стру­мен­тов, ко­то­рый слу- жит зер­каль­ным от­ра­же­ни­ем мяг­кой си­лы де­мо­кра­тии (хо­тя иран­ские СМИ Уол­кер не упо­ми­на­ет). Он вклю­ча­ет в се­бя «ор­га­ни­зу­е­мые го­су­дар­ством непра­ви­тель­ствен­ные ор­га­ни­за­ции, зом­би- мо­ни­то­ринг за вы­бо­ра­ми, ино­стран­ные по­мощь и ин­ве­сти­ции и, ко­неч­но, тра­ди­ци­он­ные и но­вые ме­диа».

Как от­ме­ча­ет Уол­кер, ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы уве­ли­чи­ва­ют свои ме­диа­воз­мож­но­сти и объ­ем транс­ли­ру­е­мо­го кон­тен­та на гло­баль­ную ауди­то­рию. На пер­вый взгляд эти ме­диа­биз­не­сы ка­жут­ся ин­стру­мен­та­ми мяг­кой си­лы, но ки­тай­ское го­сте­ле­ви­де­ние CCTV и рос­сий­ский те­ле­ка­нал Russia Today — не то же са­мое, что бри­тан­ская ВВС и немец­кая Deutsche Welle, ко­то­рые ра­бо­та­ют в со­от­вет­ствии с фун­да­мен­таль­но иной си­сте­мой цен­но­стей, утвер­жда­ет Уол­кер.

По его мне­нию, ре­дак­ции в ав­то­ри­тар­ных стра­нах под­от­чет­ны по­ли­ти­че­ским ли­де­рам, по­это­му на кон­тен­те, ко­то­рый про­из­во­дят та­кие ме­диа, нега­тив­но ска­зы­ва­ют­ся на­ме­рен­ные опу­ще­ния и за­ка­зы.

Хо­тя ки­тай­ское CCTV со­об­ща­ет обо всех про­блем­ных те­мах, на­при­мер о рас­пра­ве на пло­ща­ди Тянь­а­ньм­э­нь, в Ти­бе­те или на Тай­ване, оно де­ла­ет это не бес­при­страст­ным или кри­ти­че­ским спо­со­бом, от­ме­ча­ет­ся в до­кла­де NED.

Что ка­са­ет­ся Russia Today, то этот те­ле­ка­нал неиз­мен­но сле- ду­ет ли­нии Крем­ля, обос­но­вы­вая ста­тус-кво, ко­то­рый ре­жим ищет воз­мож­ность со­хра­нить, пу­тем ци­нич­но­го изоб­ра­же­ния всех си­стем, будь то ав­то­ри­тар­ная или де­мо­кра­ти­че­ская, как кор­руп­ци­он­ных, пи­шет ви­це­пре­зи­дент NED по на­у­ке и ис­сле­до­ва­ни­ям. На эту долж­ность Уол­кер на­зна­чен в 2016 го­ду, ра­нее он ру­ко­во­дил од­ним из про­ек­тов NED, Меж­ду­на­род­ным фо­ру­мом по изу­че­нию де­мо­кра­тии. Рос­сию кри­ти­ку­ет дав­но.

Кри­сто­фер Уол­кер кон­ста­ти­ру­ет, что дол­гое вре­мя За­пад не вол­но­вал­ся из-за меж­ду­на­род­ных ме­диа. Но ста­ло яс­но, что та­кие СМИ, как ки­тай­ское го­су­дар­ствен­ное ТВ, LifeNews и RT, спо­соб­ны ока­зы­вать ре­аль­ное вли­я­ние на ауди­то­рию.

«Хо­тя бо­лее ком­форт­но ду­мать, что лю­ди при де­мо­кра­тии об­ла­да­ют при­род­ным со­про­тив­ле­ни­ем к про­па­ган­де, это не тот слу­чай. Сто­ит толь­ко об­ра­тить вни­ма­ние на то, как ис­ка­жен­ные и фаль­ши­вые ар­гу­мен­ты о рос­сий­ском втор­же­нии на Укра­и­ну обес­пе­чи­ли бур­ные дис­кус­сии в США и Ев­ро­пе». Ав­тор при­зы­ва­ет де­мо­кра­тии «об­но­вить и осве­жить пре­дан­ность де­мо­кра­ти­че­ским ин­сти­ту­там и пред­при­нять ша­ги, что­бы оста­но­вить ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы от воз­дей­ствия на важ­ные ре­ги­о­наль­ные и гло­баль­ные си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щие ор­га­ни­за­ции » .

По­сколь­ку и Иран, и Ки­тай, и Рос­сия уве­ли­чи­ва­ют свое ме­диа­при­сут­ствие на Бал­ка­нах, в Цен­траль­ной Ев­ро­пе и Ла­тин­ской Аме­ри­ке, то Со­еди­нен­ным Шта­там и Ев­ро­пе так­же необ­хо­ди­мо это де­лать вме­сто со­кра­ще­ния при­сут­ствия. Де­мо­кра­ти­че­ским стра­нам необ­хо­ди­мо об­но­вить и мо­дер­ни­зи­ро­вать мощ­но­сти сво­их меж­ду­на­род­ных ме­диа, так что­бы они мог­ли кон­ку­ри­ро­вать и пре­успе­вать в этом но­вом кон­ку­рент­ном окру­же­нии.

МИ­НИ­МАЛЬ­НЫЙ БЮД­ЖЕТ NED

Мож­но от­ме­тить, что в те­ку­щем бюд­жет­ном го­ду, ко­то­рый на­чал­ся в США 1 ок­тяб­ря 2015 го­да, бюд­жет NED со­кра­щен на 20% — со $135 млн до $103,5 млн, для NED это ми­ни­маль­ный бюд­жет с 2010 го­да ($100 млн). Впро­чем, фонд глав­ным об­ра­зом раз­да­ет гран­ты раз­лич­ным ор­га­ни­за­ци­ям по все­му ми­ру, в том чис­ле СМИ: NED ор­га­ни­зо­ван в 1983 го­ду для «со­дей­ствия ста­нов­ле­нию и раз­ви­тию де­мо­кра­тии и сво­бо­ды во всем ми­ре».

Ру­по­ром аме­ри­кан­ской ин­фор­ма­ци­он­ной док­три­ны управ­ля­ет аме­ри­кан­ский пра­ви­тель­ствен­ный Со­вет управ­ля­ю­щих по во­про­сам ве­ща­ния (Broadcasting Board of Governors, BBG), ко­то­рый объ­еди­ня­ет «Ра­дио Сво­бод­ная Ев­ро­па/Ра­дио Сво­бо­да» (RFE/RL) и «Го­лос Аме­ри­ки». В BBG вхо­дят все­го во­семь че­ло­век, вклю­чая Гос­сек­ре­та­ря США Джо­на Кер­ри. В те­че­ние фи­нан­со­во­го го­да, ко­то­рый на­чал­ся 1 ок­тяб­ря 2015 го­да, на про­ект по борь­бе с «ре­ван­шист­ской Рос­си­ей» в BBG со­би­ра­ют­ся за­тра­тить $15,6 млн. Этот про­ект опре­де­лен BBG как при­о­ри­тет­ный на­равне с про­ти­во­сто­я­ни­ем идео­ло­гии фун­да­мен­та­ли­стов ИГИЛ (араб­ское на­зва­ние – ДАИШ, ор­га­ни­за­ция за­пре­ще­на в Рос­сии). В це­лом бюд­жет BBG на фи­нан­со­вый год — $752 млн.

Все­мир­ная служ­ба BBC в 2016 го­ду в об­щей сум­ме по­лу­чит £279 млн, из ко­то­рых £245 млн по­сту­пят за счет средств, по­лу­чен­ных от обя­за­тель­ной опла­ты бри­тан­ца­ми те­ле­ви­зи­он­ных ли­цен­зий, а осталь­ные £34 млн кор­по­ра­ция по­лу­чит на­пря­мую от пра­ви­тель­ства в рам­ках Стра­те­гии на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти Ве­ли­ко­бри­та­нии.

Deutsche Welle по­лу­чит в 2016 го­ду из фе­де­раль­но­го бюд­же­та Гер­ма­нии ¤301,8 млн суб­си­дий, со­об­щи­ла «Из­ве­сти­ям» со­труд­ни­ца служ­бы ком­му­ни­ка­ций ка­на­ла Ве­ра Тель­ман. Эта сум­ма вклю­ча­ет в се­бя вы­де­лен­ную недав­но до­пол­ни­тель­ную суб­си­дию в ¤10,5 млн, в том чис­ле ¤3,5 млн — на рас­ши­ре­ние ве­ща­ния на рус­ском и укра­ин­ском язы­ках, ¤4 млн — на осве­ще­ние те­мы бе­жен­цев, ¤3 млн — на ин­ве­сти­ции в тех­ни­че­скую часть.

ЭФ­ФЕК­ТИВ­НОСТЬ ОТ ДЕ­НЕГ НЕ ЗА­ВИ­СИТ

По мне­нию по­ли­то­ло­га Ан­дра­ни­ка Ми­гра­ня­на, во­прос сто­ит не столь­ко в уве­ли­че­нии бюд­же­тов, вы­де­ля­е­мых стра­на­ми За­па­да на про­ти­во­сто­я­ние так на­зы­ва­е­мой рос­сий­ской про­па­ган­де, сколь­ко в эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния та­ких бюд­же­тов.

— Пробле­ма не в бюд­жет­ных ре­зер­вах, с этим все в по­ряд­ке. В про­шлом го­ду в Шта­тах все го­во­ри­ли о том, что За­пад про­иг­ры­ва­ет ин­фор­ма­ци­он­ную вой­ну с Рос­си­ей, и, ко­неч­но, бы­ли при­ня­ты ре­ше­ния об уве­ли­че­нии фи­нан­си­ро­ва­ния на ТВ и ра­дио, что­бы про­ти­во­по­ста­вить свое вли­я­ние рос­сий­ской агрес­сив­ной по­ли­ти­ке по все­му ми­ру. В част­но­сти, упо­ми­на­лось на­зва­ние ка­на­ла Russia Today. Рус­ско­языч­ное про­стран­ство счи- тается аб­со­лют­но по­те­рян­ным. Очень мощ­но рос­сий­ские ка­на­лы ра­бо­та­ют на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Мо­жет быть, где­то это пре­уве­ли­че­но, рус­ско­языч­ное ин­фор­ма­ци­он­ное про­стран­ство ста­ло со­всем дру­гим — это оче­вид­но. Рос­сий­ские ме­диа бо­лее эф­фек­тив­ны. Ки­тай­ское го­сте­ле­ви­де­ние то­же до­ста­точ­но эф­фек­тив­но. Ре­ше­ние о вы­де­ле­нии де­нег на борь­бу с рос­сий­ской про­па­ган­дой при­ня­то. Они и вы­де­ле­ны. А вот на­сколь­ко они бу­дут эф­фек­тив­но ис­поль­зо­ва­ны — это уже дру­гой во­прос, — ска­зал «Из­ве­сти­ям» Ан­дра­ник Ми­гра­нян.

Как со­об­ща­ла в ин­тер­вью «Из­ве­сти­ям» глав­ный ре­дак­тор рос­сий­ско­го те­ле­ка­на­ла RT Мар­га­ри­та Си­мо­ньян, по­пу­ляр­ность это­го про­ек­та за ру­бе­жом глав­ным об­ра­зом свя­за­на с тем, что он осве­ща­ет те со­бы­тия, ко­то­рые оста­ют­ся не в пол­ной ме­ре по­кры­ты­ми тра­ди­ци­он­ны­ми за­пад­ны­ми ме­диа — на­при­мер, ак­ции про­те­ста в Бал­ти­мо­ре или Occupy Wall Street. RT в 2016 го­ду по­лу­чит из бюд­же­та 19 млрд руб­лей, это на 1,84 млрд руб­лей мень­ше, чем в 2015 го­ду.

По­ли­то­лог Сер­гей Мар­ков, на­про­тив, счи­та­ет, что у За­па­да есть воз­мож­но­сти про­ти­во­сто­ять Рос­сии в ин­фор­ма­ци­он­ной войне.

— Стра­нам За­па­да по си­лам на­рас­тить свое при­сут­ствие на тер­ри­то­рии стран пост­со­вет­ско­го про­стран­ства. Они уже об­ла­да­ют огром­ны­ми ре­сур­са­ми. Я по­ла­гаю, что под их вли­я­ни­ем на­хо­дят­ся «Ком­мер­сант», «Ве­до­мо­сти», «Про­филь» и ряд дру­гих. У них огром­ные ре­сур­сы, ко­то­ры­ми они об­ла­да­ют. Фор­маль­но они дру­гим ли­цам при­над­ле­жат, но фак­ти­че­ски на­хо­дят­ся под кон­тро­лем За­па­да. Кро­ме то­го, есть ре­сур­сы рус­ской служ­бы BBC, «Го­лос Аме­ри­ки» и пр. Их ин­те­ре­су­ет в наи­боль­шей сте­пе­ни сред­ний класс го­ро­дов-мил­ли­он­ни­ков и мо­ло­дежь, а так­же элитные груп­пы, — по­яс­ня­ет Сер­гей Мар­ков. — Кро­ме то­го, ес­ли взять «Пер­вый ка­нал», ка­нал «Рос­сия» и НТВ, то у этих ка­на­лов про­го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка, но в ре­дак­ци­ях на­хо­дят­ся лю­ди, ко­то­рые чи­та­ют «Ве­до­мо­сти», «Ком­мер­сант» и кри­ти­че­ски от­но­ся­щи­е­ся к Рос­сии ин­тер­не­тресур­сы на по­сто­ян­ной ос­но­ве, и по сво­им взгля­дам они близ­ки к оп­по­зи­ци­он­ным. Яр­кий при­мер — Вла­ди­мир Поз­нер, че­ло­век, ко­то­рый го­во­рит о том, что толь­ко день­ги в Рос­сии за­ра­ба­ты­ва­ет. Он за­ни­ма­ет од­ну из ве­ду­щих по­зи­ций на ка­на­ле. И по­верь­те мне, что лю­дей, го­то­вых под­дер­жать имен­но оп­по­зи­цию, на этих те­ле­ка­на­лах до­воль­но мно­го, и на дру­гих ка­на­лах до­ста­точ­но. В кри­ти­че­ский мо­мент, ко­гда си­сте­ма управ­ле­ния со сто­ро­ны ад­ми­ни­стра­ции бу­дет не столь се­рьез­ной, они пе­ре­мет­нут­ся. Вот к это­му мо­мен­ту и го­то­вят­ся на­ши аме­ри­кан­ские кол­ле­ги.

Сер­гей Мар­ков убеж­ден, что за­да­ча за­пад­ной про­па­ган­ды — по­дав­ле­ние плю­ра­лиз­ма мне­ний.

— На За­па­де опа­са­ют­ся, что рус­ские лю­ди, до­пу­стим, в Лат­вии или Эсто­нии смот­рят бо­лее ка­че­ствен­ные рос­сий­ские те­ле­ка­на­лы. Но за­пад­ные СМИ уже по­чти лик­ви­ди­ро­ва­ли сво­бо­ду сло­ва по прин­ци­пи­аль­ным по­ли­ти­че­ским во­про­сам. Са­мый глав­ный — от­но­ше­ние к ки­ев­ской хун­те. Они на­хо­дят­ся в жест­ком про­па­ган­дист­ском фор­ма­те, пря­мо лгут про про­ис­хо­дя­щее на Укра­ине. По­это­му да­же сла­бень­кий го­ло­сок прав­ды раз­ру­ша­ет всю эту ма­хи­ну. Их за­да­ча еще и по­дав­ле­ние этих аль­тер­на­тив­ных го­ло­сов.

В NED на за­прос «Из­ве­стий» не от­ве­ти­ли.

Newspapers in Russian

Newspapers from Russia

© PressReader. All rights reserved.