ПРОПАГАНДА В ЗА­КОНЕ

The New Times - - ХРОНИКИ| РЕПЛИКИ - Дмит­рий Бут­рин, ИД «Ком­мер­сантЪ» — спе­ци­аль­но для THE NEW TIMES

9 ДЕ­КАБ­РЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУ­МА ПРИ­НЯ­ЛА БЮД­ЖЕТ НА 2016–2019 ГО­ДЫ. РАС­ХО­ДЫ НА ПРОПАГАНДУ ОСТА­ЮТ­СЯ ОД­НИМ ИЗ ГЛАВ­НЫХ ПРИОРИТЕТОВ

Рас­хо­ды Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства на пропаганду в 2016 го­ду до­стиг­ли но­ми­наль­но­го мак­си­му­ма: фе­де­раль­ный бюд­жет по­тра­тит на нее до кон­ца го­да 78,4 млрд руб. (бюд­жет Фе­де­раль­но­го агент­ства по пе­ча­ти и мас­со­вым ком­му­ни­ка­ци­ям). Боль­ше все­го в ухо­дя­щем го­ду по­лу­чи­ли те­ле­ви­зи­он­ные про­па­ган­ди­сты: ВГТРК — 24,2 млрд руб., дру­гие внут­рен­ние те­ле­ка­на-

лы, в том чис­ле «Пер­вый ка­нал», — 7,8 млрд руб. На­ко­нец, АНО «ТВ Но­во­сти», бо­лее из­вест­ное как те­ле­ка­нал Russia Today (RT), по­лу­чит до кон­ца го­да 19 млрд руб. — чуть мень­ше, чем в 2015 го­ду, ко­гда их фи­нан­си­ро­ва­ние уве­ли­чи­лось сра­зу на 50% к 2014 го­ду.

2017-й для го­су­дар­ствен­ных СМИ обе­ща­ет с точ­ки зре­ния фи­нан­си­ро­ва­ния быть по­след­ним сы­тым го­дом: де­нег в бюд­же­те нет. Тем не ме­нее для RT в по­след­ний мо­мент изыс­ка­ли до­пол­ни­тель­ные сред­ства: ка­нал по­лу­чит до­пол­ни­тель­ную суб­си­дию в 1,22 млрд руб. «на со­зда­ние, раз­ви­тие, под­дер­жа­ние и рас­про­стра­не­ние те­ле­ви­зи­он­но­го ка­на­ла на фран­цуз­ском язы­ке»,— го­во­ри­лось в по­прав­ке, вне­сен­ной ко вто­ро­му чте­нию бюд­же­та и утвер­жден­ной в его фи­наль­ном ва­ри­ан­те. и по­нят­но по­че­му: во Фран­ции гря­дут пре­зи­дент­ские вы­бо­ры, и дру­зей крем­ля — будь это Фий­он или ле Пен — на­до под­дер­жать.

лю­бо­пыт­но, что ВГТРК, охват ко­то­рой с уче­том СНГ пре­вы­ша­ет 200 млн че­ло­век, об­хо­дит­ся Рос­сии по­чти в та­кие же день­ги, как ны­неш­ний ва­ри­ант со­вет­ско­го ино­ве­ща­ния: в 2017 го­ду бюд­жет ВГТРК за­пла­ни­ро­ван в 22,7 млрд руб., а RT — в 18,74 млрд руб. Спра­ши­ва­ет­ся, за­чем?

Здесь сле­ду­ет вспом­нить очень дав­нюю ис­то­рию и вер­нуть­ся в 1947 год. ком­му­ни­сти­че­ский ин­тер­на­ци­о­нал в Москве уже при­мер­но де­сять лет как фак­ти­че­ски и че­ты­ре го­да фор­маль­но не су­ще­ство­вал — он был рас­пу­щен в 1943 го­ду. Ру­ко­вод­ство ко­мин­тер­на уни­что­же­но в хо­де «на­ци­о­наль­ных опе­ра­ций» Боль­шо­го тер­ро­ра — в том чис­ле боль­шин­ство ав­то­ров из­дан­ной в 1928 го­ду в Цю­ри­хе книги «Во­ору­жен­ное вос­ста­ние» (под кол­лек­тив­ным псев­до­ни­мом «Ной­берг» скры­ва­лись Блю­хер, Ту­ха­чев­ский, Пят­ниц­кий, ун­ш­лихт, — не рас­стре­ля­ли из со­ав­то­ров толь­ко Хо Ши Ми­на, Паль­ми­ро То­льят­ти и па­ру ком­му­ни­стов-нем­цев). Это бы­ло на­столь­ное по­со­бие по про­из­вод­ству ми­ро­вой ре­во­лю­ции. и вот в раз­гар по­сле­во­ен­но­го го­ло­да в СССР га­зе­ты в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии пи­шут о воз­рож­де­нии ко­мин­тер­на, но в ка­ком-то стран­ном ви­де: он со­зда­ет­ся в Бел­гра­де (по­том, по­сле ссо­ры Ста­ли­на и Ти­то, пе­ре­едет в Бу­ха­рест) на со­вет­ские день­ги и на­зы­ва­ет­ся те­перь ко­м­ин­форм, из­да­ет на мно­гих язы­ках га­зе­ту «За проч­ный мир, за на­род­ную де­мо­кра­тию!», ко­то­рую ни­кто в гла­за не ви­дел.

На де­ле ко­м­ин­форм, ко­то­рый по­чил по­сле XX съез­да КПСС в 1956 го­ду, был оче­ред­ной ре­ин­кар­на­ци­ей ме­диа­от­де­ла ко­мин­тер­на. Роль воз­рож­ден­ной в 1947 го­ду га­зе­ты с на­зва­ни­ем за­вод­ской стен­га­зе­ты, соб­ствен­но, сей­час и вы­пол­ня­ет RT. ко­м­ин­форм в его про­па­ган­дист­ской ча­сти по­чти ни­как не вли­ял на ход со­бы­тий по под­чи­не­нию Ста­ли­ну Цен­траль­ной Ев­ро­пы, нет сви­де­тельств о том, что­бы он был и «кры­шей» со­вет­ским шпи­о­нам или тай­ным фи­нан­со­вым опе­ра­ци­ям со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства (как это бы­ло в слу­чае с ко­мин­тер­ном) — для это­го у СССР бы­ли дру­гие струк­ту­ры. Од­на­ко в ат­мо­сфе­ре Хо­лод­ной вой­ны со­вет­ская власть про­сто не пред­став­ля­ла се­бе сво­е­го су­ще­ство­ва­ние без ино­про­па­ган­ды и по­пы­ток объ­яс­нить тру­дя­щим­ся За­па­да и Во­сто­ка, что уче­ние ле­ни­на и Ста­ли­на непо­бе­ди­мо, по­то­му что вер­но. Мож­но рас­стре­лять ко­го угод­но и рас­пу­стить ка­кие угод­но струк­ту­ры. Но ко­гда в кремль при­хо­дит слад­ко­ре­чи­вый и хо­ро­шо оде­тый, ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век и при плот­но за­кры­тых две­рях рас­ска­зы­ва­ет, ка­кие вы­го­ды мо­жет по­лу­чить от про­па­ган­ды на язы­ке по­тен­ци­аль­но­го про­тив­ни­ка — со­вет­ская власть, а те­перь и рос­сий­ская власть не в со­сто­я­нии от­ка­зать. Да­же ес­ли дальше этот че­ло­век кла­дет по­ло­ви­ну фи­нан­си­ро­ва­ния в кар­ман, а на остав­ши­е­ся на­ни­ма­ет бан­ду ску­ча­ю­щих без­дель­ни­ков всех на­ци­о­наль­но­стей во всех кра­ях све­та, что­бы изоб­ра­жать га­зе­ту или те­ле­ка­нал.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, де­ло не в RT и не в ка­че­стве его ве­ща­ния или эф­фек­тив­но­сти воз­дей­ствия на ан­глий­ско­го или араб­ско­го зри­те­ля — важ­но, что о нем ду­ма­ют те или тот, кто в де­фи­цит­ный бюд­жет при­ка­зы­ва­ет в по­след­ний мо­мент вне­сти по­прав­ки и изыс­кать лиш­ний мил­ли­ард. По­то­му что ужас­но хо­чет­ся счи­тать се­бя по­ве­ли­те­ля­ми ми­ро­вых трен­дов, на­след­ни­ка­ми Ста­ли­на, Гро­мы­ко и мар­ша­ла Греч­ко, ли­де­ра­ми — пусть лишь в вос­па­лен­ном моз­гу те­ле­про­па­ган­ди­стов — сверх­дер­жа­вы и со­зда­те­ля­ми им­пе­рии. Ес­ли невоз­мож­но быть, то хо­чет­ся хо­тя бы ка­зать­ся. как это на­зы­ва­лось у Ста­ли­на — ко­м­ин­форм? Что там про­сят на фран­цуз­ское ве­ща­ние? 1,2 млрд? До­ро­го? Но са­мо­ощу­ще­ние важ­нее всех за­трат: у ме­ня есть меж­ду­на­род­ный те­ле­ка­нал, зна­чит, бу­дет и все осталь­ное — и мо­ло­дость, и власть, и Но­бе­лев­ская пре­мия ми­ра, и мил­ли­о­ны, ру­ко­пле­щу­щие мо­е­му уму и ста­ра­нию на ста­ди­о­нах! Ну как по­кой­но­му ка­ст­ро — ему же да­же по­сле смер­ти ру­ко­плес­ка­ли!

В этот мо­мент со сто­ном и на­деж­дой от­кры­ва­ет­ся государственная кас­са, и в офи­сах Russia Today по все­му ми­ру на­чи­на­ет­ся оче­ред­ной празд­ник.

Newspapers in Russian

Newspapers from Russia

© PressReader. All rights reserved.