РБК

Vedomosti.Piter - - КОММЕНТАРИИ - *Ксе­ния Бо­лец­кая

Че­рез несколь­ко недель Ми­ха­ил Про­хо­ров мо­жет про­дать ме­диа­хол­динг РБК вла­дель­цу груп­пы ЕСН Гри­го­рию Бе­рез­ки­ну. Сто­ро­ны прин­ци­пи­аль­но до­го­во­ри­лись, но сдел­ка по­ка не под­пи­са­на, рассказывают ис­точ­ни­ки «Ве­до­мо­стей». Про­хо­ро­ва яв­но вы­нуж­да­ют про­дать ак­тив, це­на, по сло­вам од­но­го из со­бе­сед­ни­ков «Ве­до­мо­стей», бу­дет ми­ни­маль­ной – око­ло $50 млн. Это в несколь­ко раз мень­ше сум­мы, ко­то­рую сей­час РБК дол­жен струк­ту­рам сво­е­го вла­дель­ца. Все это вы­гля­дит как рас­пла­та за гре­хи. Ка­кие?

Про­хо­ров ни­ко­гда не был ре­во­лю­ци­о­не­ром или оп­по­зи­ци­о­не­ром. Еще несколь­ко лет на­зад один из круп­ней­ших биз­не­сме­нов стра­ны был из­ве­стен ши­ро­кой пуб­ли­ке преж­де все­го шум­ны­ми ве­че­рин­ка­ми в Кур­ше­ве­ле.

И из РБК оли­гарх, оче­вид­но, хо­тел сде­лать ме­диа­биз­нес по-ев­ро­пей­ски или по-аме­ри­кан­ски. Управ­лять хол­дин­гом он на­нял Дер­ка Сау­э­ра, ос­но­ва­те­ля из­да­тель­ско­го до­ма Independent Media, ко­то­рый сре­ди про­че­го за­пу­стил в Рос­сии га­зе­ту «Ве­до­мо­сти». За ре­дак­ци­он­ную часть ста­ла от­ве­чать Ели­за­ве­та Осе­тин­ская, бывший глав­ный ре­дак­тор «Ве­до­мо­стей» и жур­на­ла Forbes. И Сау­эр, и Осе­тин­ская ни­ко­гда не скры­ва­ли, что на­ста­и­ва­ют на неза­ви­си­мой ре­дак­ци­он­ной по­ли­ти­ке СМИ. Оче­вид­но, Про­хо­ров при­вет­ство­вал та­кой под­ход.

Осе­тин­ская вме­сте с ко­ман­дой ста­ла вы­пус­кать ма­те­ри­а­лы, раз­дра­жа­ю­щие чи­нов­ни­ков, – о биз­не­се госкор­по­ра­ций и биз­не­се род­ствен­ни­ков чи­нов­ни­ков. По­сколь­ку ауди­то­рия у сай­та rbc.ru огром­ная, раз­дра­же­ние бы­ло очень силь­ным. Ис­кры по­ле­те­ли, ко­гда РБК вы­пу­стил текст о Ка­те­рине Ти­хо­но­вой, ко­то­рую не сам РБК, но Bloomberg позд­нее на­звал до­че­рью пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

Чи­нов­ни­ки да­ви­ли на Про­хо­ро­ва, тре­буя пре­кра­тить та­кое без­об­ра­зие. Биз­нес­мен пер­вое вре­мя от­ве­чал, что не вме­ши­ва­ет­ся в ре­дак­ци­он­ную по­ли­ти­ку РБК, го­во­рят ис­точ­ни­ки «Ве­до­мо­стей», что при­во­ди­ло чи­нов­ни­ков в еще боль­шую ярость.

По­том роль посредника меж­ду ре­дак­ци­ей РБК и чи­нов­ни­ка­ми взял на се­бя ген­ди­рек­тор РБК Ни­ко­лай Мо­ли­бог. Это не по­мог­ло. Про­шлой вес­ной Мо­ли­бог при­нял ре­ше­ние уво­лить за оче­ред­ной ма­те­ри­ал о част­ной жиз­ни Пу­ти­на главного ре­дак­то­ра га­зе­ты РБК Мак­си­ма Со­лю­са. В знак со­ли­дар­но­сти хол­динг покинула боль­шая часть жур­на­ли­стов во гла­ве с Осе­тин­ской. Но­вые ру­ко­во­ди­те­ли ре­дак­ции РБК на пер­вой встре­че с кол­лек­ти­вом крайне неудач­но по­шу­ти­ли про «двой­ную сплош­ную», ко­то­рую нуж­но со­блю­дать при на­пи­са­нии тек­стов. И ка­за­лось бы, Про­хо­ров за­крыл про­бле­му с РБК и смо­жет спо­кой­но про­дать этот биз­нес.

Но нет – усло­вия го­то­вя­щей­ся сдел­ки вы­гля­дят как де­мон­стра­тив­ное на­ка­за­ние. Про­хо­ро­ва за­став­ля­ют пла­тить по пол­ной за ре­дак­ци­он­ную неза­ви­си­мость РБК, за по­ку­ше­ние на свя­тое – се­мью Пу­ти­на.

В кон­це 1990-х и в 2000-е гг. у рос­сий­ских оли­гар­хов был ро­ман­ти­че­ский пе­ри­од от­но­ше­ний с ме­диа. Ме­дий­ное вли­я­ние мож­но бы­ло ку­пить, им мож­но бы­ло вла­деть, с ним мож­но бы­ло иг­рать в политические иг­ры. Раз за ра­зом нам по­ка­зы­ва­ют, что этот пе­ри­од за­кон­чил­ся. Те­перь боль­шие ме­диа в Рос­сии мо­гут быть толь­ко в ру­ках стра­те­ги­че­ских иг­ро­ков, не от­кло­ня­ю­щих­ся от ли­нии пар­тии. Это не биз­нес, это пар­тий­ное за­да­ние.-

Newspapers in Russian

Newspapers from Russia

© PressReader. All rights reserved.