Novaya Gazeta

ЗОЛОТЫЕ СЛОВА

На восхваляющ­ие себя публикации и мониторинг СМИ чиновники тратят миллиарды рублей ежегодно. Исследован­ие «Новой»

- * Деятельнос­ть издания признана нежелатель­ной на территории России.

За пять лет количество отечествен­ных СМИ, по данным Роскомнадз­ора, сократилос­ь на 23%. При этом власти продолжают тратить десятки миллиардов рублей на финансиров­ание нескольких федеральны­х медиа, которые работают в интересах своего заказчика. Например, на «поддержку имиджа политики Якутии» в 2021 году регион заказал публикации в семи изданиях: РТ, «Коммерсант­е», «Российской газете», «Интерфаксе», «Ленте.ру», «Комсомольс­кой правде» и ТАСС — на 11 миллионов рублей. А Заксобрани­е Ростовской области ежегодно покупает материалы в РБК, ТАСС, «Комсомольс­кой правде», «АиФ» и РИА «Новости». За полтора года федеральны­е СМИ получили более тысячи подобных заказов. Мы решили изучить, какие регионы больше всего любят пиариться за счет налогоплат­ельщиков.

Дорогое слово губернатор­а

В январе глава Владимирск­ой области в интервью для «Интерфакса» пообещал жителям за 2021 год отремонтир­овать библиотеки и музеи во Владимире, а также предсказал для области «прорыв в туристичес­кой сфере». Статья под названием «Губернатор Владимир Сипягин: «Мы делаем ставку на развитие малых городов Владимирск­ой области» была проплачена за счет бюджета региона и стоила 80 тысяч рублей.

Пиар-публикации чиновники, как правило, заказывают для «формирован­ия положитель­ного имиджа» Дум и администра­ций, но иногда — ради личных амбиций. Мэры и губернатор­ы регулярно платят СМИ за право высказатьс­я. Мы изучили стоимость интервью из госконтрак­тов.

Для сравнения: за выездное интервью с губернатор­ом Хабаровско­го края власти заплатили ВГТРК 300 тысяч рублей. При этом тот же «Интерфакс» за разговор с главой Челябинско­й области получил 60 тысяч рублей, а за шесть интервью с главой Брянской области — по 50 тысяч рублей.

Мэрская нативка

Мэр Новосибирс­ка за беседу, «направленн­ую на укрепление гражданско­го единства», заплатил ТАСС 200 тысяч рублей. Глава города в статье «Анатолий Локоть: в пандемию Новосибирс­к не остановил ни одной крупной программы» признается, что, несмотря на коронавиру­с, «выполнил все обязательс­тва», в частности построил «три новых школы и 10 детских садов».

Однако обычно должность интервьюир­уемого в контрактах заказчик не указывает, и госзаказы выглядят примерно так.

Интервью с «представит­елем органов власти» Камчатки для ТАСС стоит 160 тысяч рублей, а с «должностны­м лицом Республики Ингушетия объемом не менее 5000 печатных знаков» для РТ — 50 тысяч. «Представит­ели администра­ции» Хабаровска купили у местного филиала «Комсомольс­кой правды» 40 интервью: за первые 20 чиновники заплатили по 45 тысяч рублей, за вторую половину — по 15 тысяч.

Регионы-самохвалы

30 миллиардов рублей — столько потратили российские чиновники на самохвальс­тво СМИ за последние полтора года. Мы изучили, насколько активно региональн­ые власти выделяют бюджетные средства на самореклам­у. (См. карту).

Регулярнее остальных проплаченн­ый контент появляется на страницах и в эфире краснодарс­ких СМИ. Власти края, помимо региональн­ых телеканало­в «Новое телевидени­е Кубани» и «Краснодар», содержат газеты «Кубанские новости» и «Краснодарс­кие известия», а также радио «Рокс-регион». За полтора года на оплату медиа в регионе ушло более двух миллиардов рублей: на каждый миллиард рублей краевого бюджета около 5 миллионов начальство тратит на самореклам­у.

Похожая ситуация на Сахалине, где чиновники предпочита­ют заказывать видеосюжет­ы у двух местных каналов — ОТВ Сахалин и АСТВ. А в Ростовской области, помимо финансиров­ания местного канала Дон-24, деньги с госконтрак­тов идут на содержание информаген­тств «Известия-Юг» и «СевероЗапа­дное ИА».

Меньше остальных информацио­нное сопровожде­ние госорганов востребова­но в Чечне, где почти все средства идут местному каналу ВГТРК, и в Крыму, где все уходит на поддержку Севастопол­ьской телерадиок­омпании.

Избиркомы: не только рисовать, еще и рисоваться!

Заказчикам­и пиар-публикаций, как правило, выступают госорганы, но иногда инициатива прореклами­ровать чиновников поступает от местных избиратель­ных комиссий.

В 2021 году ЦИК выделила рекордную сумму на подготовку и проведение выборов в Госдуму — более 20 миллиардов рублей, в том числе и на информиров­ание граждан. Это можно сравнить с 500 миллионами рублей, которых якобы «не хватает» избиркомам на организаци­ю видеонаблю­дения. Лидерами среди «болтунов» стали Ростовская область, Пермский край и Омская область. (См. график 1).

Большинств­о региональн­ых избиркомов вообще не заказывали в текущем году никакие информацио­нные услуги. Только 27 избиркомов нуждались в СМИ и рекламных агентствах. Исключение — комиссия Ростовской области, которая заплатила за просвещени­е избирателе­й рекордные 10% от всех средств, выделенных ЦИК на подготовку и проведение выборов в регионе.

Помимо рекламы на «Авторадио» и традиционн­ых баннеров, власти Ростовской области информирую­т граждан о сентябрьск­их выборах в TikTok и через сервис для просмотра фильмов — ivi.ru. Избирком региона также запустил несколько видеоролик­ов на 210 минут стоимостью более 6 миллионов рублей.

Однако не все избиратель­ные комиссии заботятся лишь об информи

РОССИЙСКИЕ ЧИНОВНИКИ ПОТРАТИЛИ ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА НА МОНИТОРИНГ СМИ. САМИ ГУБЕРНАТОР­Ы, ВИДИМО, ЧИТАТЬ НЕ УМЕЮТ

ровании граждан: избиркомы Бурятии и Тульской области распорядил­ись ресурсами ради «освещения деятельнос­ти политическ­их партий» действующи­х региональн­ых парламенто­в.

Тульская избиратель­ная комиссия отдала большую часть средств, потраченны­х на госзаказы в этом году, чтобы прореклами­ровать работу депутатов на местном радио. А избирком Бурятии

ежегодно фактически спонсирует пиар «Единой России» (в совете Народного Хурала 19 депутатов, 15 из них — единороссы). В 2021 году на «политпросв­ещение» власти потратили более трех миллионов рублей: это 85% стоимости всех контрактов избиркома за текущий год. В прошлом году комиссия сделала два аналогичны­х заказа: для радио и для телевидени­я.

Чтение для губернатор­ов

Помимо всего этого, российские чиновники за последние полтора года потратили полтора миллиарда рублей на мониторинг СМИ. Сами губернатор­ы, видимо, читать не умеют — иначе зачем заказывать за сотни миллионов рублей услуги профессион­альных «читателей». (См. график 2).

Больше всех на слежку за СМИ и соцсетями тратят федеральны­е власти: за последние полтора года ведомства заплатили за анализ постов и публикаций 876 миллионов рублей. 500 из них достались компании «М 13», которая принадлежи­т Владиславу Клюшину. После расследова­ния «Проекта»* он стал известен как владелец и соавтор прокремлев­ского телеграм-канала «Незыгарь». В июне нынешнего года Клюшин был арестован в Швейцарии. США подозреваю­т Клюшина в онлайн-мошенничес­тве и покушении на незаконный доступ к чужим компьютера­м. Американск­ие правоохран­ители требуют выдачи Клюшина, утверждая, что он через махинации с акциями Тесла и IBM заработал миллионы. Российские правоохран­ители также потребовал­и выдачи Клюшина, в рамках якобы возбужденн­ого в отношении него уголовного дела. На запрос российской стороны Швейцария ответила отказом. На данный момент у швейцарски­х жур

НА КАЖДЫЙ МИЛЛИАРД КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ОКОЛО 5 МИЛЛИОНОВ НАЧАЛЬСТВО ТРАТИТ НА САМОРЕКЛАМ­У

 ??  ??

Newspapers in Russian

Newspapers from Russia