ТРОЛЛЕЙ

Как ра­бо­та­ют ин­тер­нет-про­во­ка­то­ры в Санкт-пе­тер­бур­ге и кто ими за­прав­ля­ет

Sovershenno Sekretno - Ukraina - - ПЕРВАЯ СТРАНИЦА - Бен НИММО, Арик ТОЛЕР

Мы зна­ем так мно­го о рос­сий­ских ин­фор­ма­ци­он­ных опе­ра­ци­ях в США с 2014 по 2017 гг, по­то­му что неко­то­рые рос­сий­ские жур­на­ли­сты от­лич­но де­ла­ют свою ра­бо­ту.

Об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, предъ­яв­лен­ное спе­ци­аль­ным про­ку­ро­ром Ро­бер­том Мюл­ле­ром три­на­дца­ти граж­да­нам Рос­сии за про­ве­де­ние «опе­ра­ций вме­ша­тель­ства про­тив США», со­дер­жит мно­же­ство де­та­лей о ра­бо­те так на­зы­ва­е­мо­го «Агент­ства ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний» в Санкт-пе­тер­бур­ге, где, как со­об­ща­ет­ся, ра­бо­та­ли об­ви­ня­е­мые.

Од­на­ко мно­гие эти де­та­ли бы­ли уже из­вест­ны бла­го­да­ря ра­бо­те рос­сий­ских жур­на­ли­стов-рас­сле­до­ва­те­лей. Имен­но рос­сий­ские жур­на­ли­сты пер­вы­ми со­об­щи­ли о су­ще­ство­ва­нии «фаб­ри­ки троллей» (как ее про­зва­ли в Рос­сии) в 2013 го­ду, и имен­но рос­сий­ские жур­на­ли­сты рас­кры­ли наи­бо­лее эф­фек­тив­ные ак­ка­ун­ты троллей. Хо­тя ак­тив­ность «фаб­ри­ки троллей» в ос­нов­ном из­вест­на нам по ее ра­бо­те на вы­бо­рах в США в 2016 го­ду, раз­лич­ные рос­сий­ские жур­на­ли­сты об­на­ру­жи­ли, что фа­б­ри­ка в ос­нов­ном ра­бо­та­ла над внут­ри­рос- сий­ским об­ще­ствен­ным мне­ни­ем, осо­бен­но в пер­во­на­чаль­ный пе­ри­од сво­ей ра­бо­ты.

Имен­но рос­сий­ские жур­на­ли­сты наи­бо­лее по­дроб­но рас­ска­за­ли о ра­бо­те крем­лев­ских про­па­ган­дист­ских СМИ RT и Sputnik, тем са­мым опро­верг­нув за­яв­ле­ния этих СМИ, что они за­ни­ма­ют­ся са­мой обыч­ной жур­на­ли­сти­кой.

В этой ста­тье рас­ска­зы­ва­ет­ся о за­ме­ча­тель­ной ра­бо­те, про­де­лан­ной неза­ви­си­мы­ми рос­сий­ски­ми жур­на­ли­ста­ми, ко­то­рые так мно­го рас­ска­за­ли о рос­сий­ских ин­фор­ма­ци­он­ных опе­ра­ци­ях.

«ГДЕ ЖИ­ВУТ ТРОЛЛИ»

Со­глас­но об­ви­ни­тель­но­му за­клю­че­нию Мюл­ле­ра, ком­па­ния «Агент­ство ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний» бы­ла за­ре­ги­стри­ро­ва­на в Рос­сии «при­бли­зи­тель­но в июле 2013 г».

Мюл­лер мог ука­зать и бо­лее точ­ную да­ту. 9 сен­тяб­ря 2013 го­да неза­ви­си­мое рос­сий­ское СМИ «Но­вая Га­зе­та» опуб­ли­ко­ва­ло рас­сле­до­ва­ние под на­зва­ни­ем «Где жи­вут тролли. Как ра­бо­та­ют ин­тер­нет-про­во­ка­то­ры в Санкт-пе­тер­бур­ге и кто ими за­прав­ля­ет».

Со­глас­но ста­тье в «Но­вой», «Агент­ство ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний» бы­ло за­ре­ги­стри­ро­ва­но в рос­сий­ском Еди­ном го­су­дар­ствен­ном ре­ест­ре юри­ди­че­ских лиц 26 июля 2013 г.

Ста­тья в «Но­вой» за ав­тор­ством кор­ре­спон­дент­ки га­зе­ты в Санкт-пе­тер­бур-

ге Алек­сан­дры Гар­ма­жа­по­вой – один из трех ма­те­ри­а­лов, рас­крыв­ших де­я­тель­ность «фаб­ри­ки троллей» в ав­гу­сте-сен­тяб­ре 2013 г. Пер­вым из них стал пост Вкон­так­те жен­щи­ны по име­ни На­та­лья Ль­во­ва, ко­то­рая рас­ска­за­ла, как от­клик­ну­лась на ва­кан­сию «ин­тер­нет-опе­ра­то­ра» и встре­ти­лась с ко­ман­дой, пи­сав­шей по­ли­ти­че­ские по­сты в Ин­тер­не­те.

«На мой во­прос о тех­ни­че­ском за­да­нии – что же имен­но на­до пи­сать в ком­мен­та­ри­ях – па­рень-ко­ор­ди­на­тор ко­рот­ко и яс­но объ­яс­нил, что сей­час, на­при­мер, у них на­пря­жен­ные дни, и что вче­ра они все пи­са­ли в под­держ­ку Со­бя­ни­на [ко­то­ро­го то­гда пе­ре­из­би­ра­ли мэ­ром Моск­вы], а «се­го­дня мы об­си­ра­ем [ан­ти­кор­руп­ци­о­не­ра и со­пер­ни­ка Со­бя­ни­на на мэр­ских вы­бо­рах Алек­сея] На­валь­но­го». И по­ка­зы­ва­ет мне под од­ной из ста­тей ку­чу ком­мен­та­ри­ев сво­их со­труд­ни­ков…»

Под ви­дом со­ис­ка­те­лей ва­кан­сий в «Агент­ство ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний» про­ник­ли два жур­на­ли­ста, по-ви­ди­мо­му, при­вле­чен­ные постом Ль­во­вой: Алек­сандра Гар­ма­жа­по­ва и Ан­дрей Сош­ни­ков, со­труд­ник пе­тер­бург­ской га­зе­ты «Мой Рай­он», ко­то­рый ныне ра­бо­та­ет в рос­сий­ской служ­бе BBC.

Эти жур­на­ли­сты опи­са­ли ор­га­ни­за­цию, где фо­то­гра­фи­ро­ва­ли пас­пор­та со­ис­ка­те­лей, од­на­ко за­тем не пы­та­лись про­ве­рять их лич­но­сти. В этой ор­га­ни­за­ции уже бы­ли раз­лич­ные ко­ман­ды по раз­лич­ным ви­дам он­лайн-де­я­тель­но­сти. Гар­ма­жа­по­ва пи­са­ла об этом так:

«Огромный бе­ло­снеж­ный кот­тедж. Охран­ник, сек­ре­тарь и ка­би­не­ты с над­пи­ся­ми «Управ­ле­ние бло­ге­ров и ком­мен­та­то­ров», «От­дел быст­ро­го ре­а­ги­ро­ва­ния», «От­дел CEO», «Жур­на­ли­сты», «Кре­а­тив­ный от­дел», «От­дел ком­мен­та­то­ров», «От­дел бло­ге­ров», «От­дел спе­ци­а­ли­стов со­ци­аль­ных се­тей». На тре­тьем эта­же – ка­би­нет ру­ко­вод­ства и кон­фе­ренц-зал.

Со­глас­но опи­са­нию Сош­ни­ко­ва, со­ис­ка­те­ли про­хо­ди­ли ко­рот­кий тест, что­бы до­ка­зать свои спо­соб­но­сти.

– Пер­вое за­да­ние: пи­ши­те про но­вый за­кон об об­ра­зо­ва­нии и не за­бы­вай­те встав­лять клю­че­вые сло­ва про На­валь­но­го! – ко­ман­ду­ет бри­га­дир.

– При чем здесь На­валь­ный? – спра­ши­ваю я.

– Ой, то есть не На­валь­ный. По­ни­ма­е­те, у нас был «си­ту­эйшн», и, в об­щем, мы да­ем те­сто­вое за­да­ние не та­кое, как на ра­бо­те. Пи­ши­те что хо­ти­те… Пи­ши­те три дня про за­кон, хо­ро­шо или пло­хо…»

Тролли долж­ны бы­ли до­сти­гать кон­крет­ных по­ка­за­те­лей – око­ло 100 по­стов в день на кон­крет­ные те­мы, в част­но­сти о сам­ми­те G20 в Санкт-пе­тер­бур­ге, ко­то­рый про­шел 5–6 сен­тяб­ря 2013 г. Гар­ма­жа­по­ва ци­ти­ро­ва­ла ме­не­дже­ра Алек­сея Сос­ков­ца, ко­то­рый про­во­дил с ней со­бе­се­до­ва­ние:

«Нам нуж­но по­вы­шать по­се­ща­е­мость сай­та. Это мож­но де­лать ро­бо­та­ми, но ро­бо­ты де­ла­ют свою ра­бо­ту ме­ха­ни­че­ски, и ино­гда си­сте­ма ти­па «Ян­дек­са» их ба­нит. По­это­му бы­ло при­ня­то ре­ше­ние де­лать это людь­ми. Пи­ше­те ком­мен­та­рий от се­бя с ука­зан­ным на­ми век­то­ром. На­при­мер, про G-20 мож­но на­пи­сать, что это очень по­чет­но для Рос­сии, но мне неудоб­но до­би­рать­ся до до­ма».

Из рас­сле­до­ва­ния Гар­ма­жа­по­вой оче­вид­но, что пер­во­на­чаль­но фа­б­ри­ка троллей вы­да­ва­ла кон­тент на рус­ском язы­ке и за­ни­ма­лась рос­сий­ской по­ли­ти­кой. Од­на­ко да­же на этом ран­нем эта­пе ее кон­тент был на­прав­лен про­тив Аме­ри­ки:

«На ра­бо­чих сто­лах со­хра­не­ны скрин­шо­ты ра­бо­ты пред­ше­ствен­ни­ков, ко­то­рые ру­га­ют Аме­ри­ку и На­валь­но­го. Мол, в Шта­тах тес­но (из-за небо­скре­бов), лю­ди ха­мо­ва­тые и алч­ные, а филь­мы без­ду­хов­ные, а вот наш ки­не­ма­то­граф, на­про­тив, поднимается с ко­лен. Сот­ня ком­мен­та­ри­ев со­сто­ит из сплош­ных штам­пов и сте­рео­ти­пов. На ра­бо­чем сто­ле у кол­ле­ги из га­зе­ты «Мой рай- он», ко­то­рый то­же внед­рил­ся в «ло­го­во троллей», скрин­шо­ты, раз­об­ла­ча­ю­щие жур­нал «Форбс». Мол, в Шта­тах тес­но (из-за небо­скре­бов), лю­ди ха­мо­ва­тые и алч­ные, а филь­мы без­ду­хов­ные, а вот наш ки­не­ма­то­граф, на­про­тив, поднимается с ко­лен. Сот­ня ком­мен­та­ри­ев со­сто­ит из сплош­ных штам­пов и сте­рео­ти­пов.

На этих скрин­шо­тах так­же бы­ли за­пе­чат­ле­ны ата­ки троллей на рос­сий­скую ре­дак­цию жур­на­ла Forbes в мае 2013 го­да, что го­во­рит о том, то де­я­тель­ность троллей на­ча­лась еще до ре­ги­стра­ции «Агент­ства ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний».

Сош­ни­ков пред­ста­вил ссыл­ки на неко­то­рые по­сты в ЖЖ, сде­лан­ные трол­ля­ми, на­при­мер при­ве­ден­ный ни­же пост, на­пи­сан­ный в пе­ри­од мос­ков­ской мэр­ской кам­па­нии, где На­валь­но­го на­зы­ва­ют «Гит­ле­ром на­ше­го вре­ме­ни».

Од­на­ко да­же то­гда, су­дя по все­му, «фа­б­ри­ка троллей» не справ­ля­лась с по­ис­ком мо­ти­ви­ро­ван­ных со­труд­ни­ков с се­рьез­ным от­но­ше­ни­ем к ра­бо­те. Сош­ни­ков так опи­сы­ва­ет раз­го­вор с дру­гим со­ис­ка­те­лем:

– С ума сой­ти мож­но, – го­во­рит один.– Нам го­во­ри­ли, что нуж­но бу­дет ве­сти че­ты­ре ЖЖ, пи­сать на го­род­ские фо­ру­мы и ком­мен­ти­ро­вать СМИ. На­ши по­сты ни­кто на­вер­ху не чи­та­ет, я ту­по ко­пи­рую тек­сты из «Ви­ки­пе­дии».

Уже то­гда на «фаб­ри­ке» ца­ри­ла по­до­зри­тель­ная атмосфера (вы­зван­ная, на­до по­ла­гать, постом Ль­во­вой). Вско­ре по­сле то­го, как Сош­ни­ков вы­шел из зда­ния, ему по­зво­нил Сос­ко­вец.

– Вы, слу­ча­ем, не оп­по­зи­ци­о­нер? – Нет.

– Хо­ро­шо, мне про­сто ин­те­рес­но, от­ку­да лю­ди при­хо­дят».

Эти ран­ние ста­тьи за­ме­ча­тель­ны как вре­ме­нем пуб­ли­ка­ции, так и храб­ро­стью жур­на­ли­стов. Рос­сий­ские жур­на­ли­сты-рас­сле­до­ва­те­ли, по­лу­чив ин­фор­ма­цию из по­ста в ВК, рас­кры­ли ос­нов­ные осо­бен­но­сти «фаб­ри­ки троллей» – ее ру­ко­вод­ство, фей­ко­вые ак­ка­ун­ты в со­ци­аль­ных се­тях, по­сты в бло­гах и ком­мен­та­рии, а так­же ата­ки на кри­ти­ков Крем­ля – все­го лишь спу­стя несколь­ко недель по­сле ре­ги­стра­ции «Агент­ства ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний». Рас­сле­до­ва­ния вы­шли под соб­ствен­ны­ми име­на­ми жур­на­ли­стов в их соб­ствен­ных из­да­ни­ях. Это бы­ла пер­во­класс­ная жур­на­ли­сти­ка.

КРОТ НА ФАБ­РИ­КЕ

В 2014 го­ду «фа­б­ри­ка троллей» пе­ре­еха­ла из рай­о­на Оль­ги­но в но­вый офис – че­ты­рех­этаж­ное зда­ние на ули­це Са­вуш­ки­на, 55 на се­ве­ре Санкт-пе­тер­бур­га. К то­му вре­ме­ни мас­шта­бы ра­бо­ты зна­чи­тель­но воз­рос­ли: сот­ни со­труд­ни­ков ра­бо­та­ли в три сме­ны, пуб­ли­куя по­сты как на рус­ском, так и на ан­глий­ском.

В фев­ра­ле 2015 го­да де­я­тель­ность агент­ства рас­кры­ли: Сош­ни­ков, то­гда еще ра­бо­тав­ший в га­зе­те «Мой Рай­он», опуб­ли­ко­вал но­вую ста­тью с фо­то­гра­фи­я­ми, ви­део и ко­пи­я­ми «тех­ни­че­ских за­да­ний» троллей, ко­то­рые ему предо­ста­вил ано­ним­ный ин­фор­ма­тор.

Боль­шая часть за­дач ка­са­лась рос­сий­ской по­ли­ти­ки. На стра­ни­цах, по­свя­щен­ных США, бы­ли при­ве­де­ны те­мы, по ко­то­рым «фа­б­ри­ка троллей» столь ак­тив­но ра­бо­та­ла в 2015–2017 гг.

«У США есть несколь­ко важ­ных внут­рен­них про­блем. Мы вы­де­лим 3 ос­нов­ных:

– Про­бле­ма с мас­со­вым рас­про­стра­не­ни­ем ору­жия, а так­же со­пут­ству­ю­щие это­му мас­со­вые пе­ре­стрел­ки, пре­ступ­ле­ния и ин­ци­ден­ты. <…>

– Став­шее обы­ден­но­стью пре­вы­ше­ние пол­но­мо­чий аме­ри­кан­ски­ми по­ли­цей­ски­ми. Ес­ли два­дцать лет на­зад по­до­зре­ва­е­мый мог рас­счи­ты­вать на пред­ва­ри­тель­ное рас­сле­до­ва­ние и непри­кос­но­вен­ность, то сей­час при за­дер­жа­нии из­би­е­ния и да­же убий­ства ста­ли обыч­ным де­лом. <…>

– Про­грам­ма Obamacare, ко­то­рая вы­зва­ла огром­ное ко­ли­че­ство про­блем и недо­воль­ства уграж­дан США.<…>

– Про­бле­ма АНБ и то­таль­ной слеж­ки аме­ри­кан­ских спец­служб за сво­и­ми граж­да­на­ми».

В ста­тье го­во­ри­лось, что «фа­б­ри­ка троллей» на­ча­ла ра­бо­тать на пол­ную ка­туш­ку по­сле убий­ства рос­сий­ско­го оп­по­зи­ци­о­не­ра Бо­ри­са Нем­цо­ва 27 фев­ра­ля 2015 го­да.

– Ко­гда убили Нем­цо­ва, ра­бо­та крем­ле­бо­тов пе­ре­стро­и­лась: они пе­ре­ста­ли мо­чить Укра­и­ну (это их ру­тин­ная каж­до­днев­ная ра­бо­та) и бы­ли пе­ре­бро­ше­ны на убий­ство, – про­дол­жа­ет Алек­сей. – Ес­ли вы то­гда сле­ди­ли за но­во­стя­ми, то мог­ли ви­деть под все­ми тек­ста­ми об убий­стве Нем­цо­ва сот­ни, а где и ты­ся­чи ком­мен­та­ри­ев, где раз­ны­ми сло­ва­ми по­вто­ря­лись од­ни и те же те­зи­сы: убий­ство – это про­во­ка­ция, Кремль тут ни при чем, это оп­по­зи­ция уби­ла сво­е­го, чтоб при­влечь по­боль­ше на­ро­ду на марш.

В ста­тье так­же уда­лось от­сле­дить вла­дель­цев «Агент­ства ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний» – это ока­за­лась хол­дин­го­вая ком­па­ния «Кон­корд», ко­то­рой вла­де­ет рос­сий­ский мил­ли­ар­дер Ев­ге­ний При­го­жин, сде­лав­ший со­сто­я­ние на при­быль­ных гос­кон­трак­тах. Впо­след­ствии При­го­жин ока­зал­ся пер­вым в спис­ке об­ви­не­ния Мюл­ле­ра.

Ис­точ­ник сли­ва в ста­тье на­зван толь­ко име­нем «Алек­сей». Два ме­ся­ца спу­стя ста­ло из­вест­но имя ин­фор­ма­то­ра: это ока­за­лась ак­ти­вист­ка и рас­сле­до­ва­тель­ни­ца Люд­ми­ла Сав­чук, ко­то­рая про­ве­ла два ме­ся­ца под при­кры­ти­ем на «фаб­ри­ке троллей» в кон­це 2014 г. В ап­ре­ле 2015 г. она рас­ска­за­ла свою ис­то­рию, опи­сав ра­бо­ту в рус­ско­языч­ном под­раз­де­ле­нии «фаб­ри­ки».

«Мы долж­ны бы­ли пи­сать очень по­ло­жи­тель­ные ком­мен­та­рии про пра­ви­тель­ство. Нам да­ва­ли ин­фор­ма­цию и

го­во­ри­ли, как ее ис­поль­зо­вать – на­при­мер, пи­сать, что жизнь ста­но­вит­ся все луч­ше и луч­ше. Что же ка­са­ет­ся США, нуж­но бы­ло де­лать все воз­мож­ное, что­бы чи­та­тель за­клю­чил, что лю­ди в США жи­вут пло­хо и что все идет к худ­ше­му».

Ее рас­сказ о ра­бо­те на «фаб­ри­ке» в ин­тер­вью раз­лич­ным СМИ вро­де Spiegel и Washington Post в июне 2015 го­да под­твер­дил, что фа­б­ри­ка троллей рас­ши­ри­лась и стала ра­бо­тать бо­лее изощ­рен­но, од­на­ко ее стиль и струк­ту­ра со­хра­ни­лись.

«Там есть от­де­лы. Мой от­ве­чал ис­клю­чи­тель­но за ЖЖ, а дру­гие – за ком­мен­та­рии в СМИ. Есть и груп­па, ко­то­рая выдает се­бя за жур­на­ли­стов. Они ве­дут пор­та­лы фей­ко­вых но­во­стей под ви­дом укра­ин­ских но­вост­ных сай­тов, вро­де «Но­во­сти Харь­ко­ва» или «Фе­де­раль­ное агент­ство но­во­стей». У нас бы­ли и ви­де­об­ло­ге­ры. Неко­то­рые вы­да­ва­ли се­бя за рос­сий­ских оп­по­зи­ци­о­не­ров.

Фа­б­ри­ка троллей рас­про­стра­ня­ла свой яд по раз­лич­ным плат­фор­мам.

Я лич­но ви­де­ла ра­бо­ту в Фейс­бу­ке, Твит­те­ре, Youtube, ЖЖ, а так­же в рос­сий­ских со­ци­аль­ных се­тях «Вкон­так­те» и «Од­но­класс­ни­ки». Сре­ди це­лей бы­ли и фо­ру­мы для об­суж­де­ния на всех ос­нов­ных но­вост­ных сай­тах и в рос­сий­ских ре­ги­о­нах.

Каж­дый от­дел по­лу­чал ин­струк­ции, при­чем в раз­лич­ных фор­ма­тах.

В каж­дом от­де­ле бы­ло по-раз­но­му. Мы по­лу­ча­ли пись­мен­ные ин­струк­ции по ло­каль­ной се­ти, они на­зы­ва­лись «тех­ни­че­ские за­да­ния». Те, кто долж­ны бы­ли ком­мен­ти­ро­вать ста­тьи в СМИ, по­лу­ча­ли уст­ные ин­струк­ции о том, что им пи­сать. Один при­мер утвер­жде­ния, ко­то­рое на­до бы­ло рас­про­стра­нять,– что Бо­рис Нем­цов сам несет от­вет­ствен­ность за свою смерть».

Что крайне важ­но, Сав­чук так­же под­твер­ди­ла на­ли­чие у «фаб­ри­ки троллей» ан­гло­языч­но­го от­де­ла, ко­то­рый впо­след­ствии в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии Мюл­ле­ра был на­зван «пе­ре­вод­че­ский про­ект» («Translator Project»).

«Боль­шин­ство ра­бо­та­ют на рус­ском, но я знаю, что неко­то­рые пи­шут по­сты и на ан­глий­ском. Укра­ин­ский то­же иг­ра­ет важ­ную роль. Я так­же слы­ша­ла и про не­мец­кий, но не в этом зда­нии».

Сав­чук впо­след­ствии по­да­ла в суд на «Агент­ство ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний» за ра­бо­ту с нею без кон­трак­та и до­би­лась сим­во­ли­че­ской ком­пен­са­ции в один рубль.

Предо­став­ле­ная ею ин­фор­ма­ция, как и рас­сле­до­ва­ния «Мо­е­го Рай­о­на» и «Но­вой Га­зе­ты», ста­ли клю­че­вы­ми для на­ше­го по­ни­ма­ния ра­бо­ты «фаб­ри­ки троллей». Сле­ду­ет осо­бо вы­де­лить три мо­мен­та.

Во-пер­вых, ос­нов­ной це­лью «фаб­ри­ки» бы­ло за­по­ло­нить рос­сий­ский Ин­тер­нет про­крем­лев­ской про­па­ган­дой. По оцен­кам, все­го троллей бы­ло 800– 900; со­глас­но об­ви­ни­тель­но­му за­клю­че­нию Мюл­ле­ра, бо­лее 80 из них ра­бо­та­ли по США. Де­я­тель­ность «фаб­ри­ки» ока­за­лась бо­лее на­прав­ле­на на Россию, чем на дру­гие стра­ны.

Во-вто­рых, вла­де­лец «Фаб­ри­ки троллей» был из­ве­стен еще в 2015 го­ду. Это был Ев­ге­ний При­го­жин – круп­ный под­ряд­чик гос­за­ка­зов и друг Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

В-тре­тьих, в кри­ти­че­ский мо­мент убий­ства Нем­цо­ва «фа­б­ри­ка троллей» на­вод­ни­ла ин­тер­нет-фо­ру­мы ты­ся­ча­ми по­стов, на­прав­лен­ных на за­щи­ту Крем­ля.

В со­во­куп­но­сти эти фак­то­ры ука­зы­ва­ют на то, что «фа­б­ри­ка троллей» ра­бо­та­ла с бла­го­сло­ве­ния рос­сий­ских вла­стей. С уче­том жест­ко­го кон­тро­ля Крем­ля за рос­сий­ски­ми СМИ, тес­ной свя­зи с Крем­лем са­мо­го При­го­жи­на, а так­же мо­би­ли­за­ции «фаб­ри­ки» для за­щи­ты вла­стей по­сле убий­ства Нем­цо­ва, неве­ро­ят­но, что­бы они дей­ство­ва­ли без ве­до­ма го­су­дар­ства.

ВСКРЫТИЕ АККАУНТОВ

По­и­стине тра­гич­но, что в 2015–2016 гг но­во­сти о «фаб­ри­ке троллей», ко­то­рую бле­стя­ще раз­об­ла­чи­ли рос­сий­ские жур­на­ли­сты, пол­но­стью иг­но­ри­ро­ва­лись в США. Ин­фор­ма­ция о «фаб­ри­ке» во­шла в мас­со­вое со­зна­ние толь­ко в ян­ва­ре 2017 г, ко­гда аме­ри­кан­ские раз­вед­ки упо­мя­ну­ли ее в до­кла­де о рос­сий­ском вме­ша­тель­стве.

То­гда об­ще­ствен­ность узна­ла в об­щих чер­тах о «рос­сий­ских трол­лях», но о кон­крет­ных ак­ка­ун­тах так ни­че­го и не бы­ло из­вест­но. Лишь 6 сен­тяб­ря 2017 го­да Фейс­бук под­твер­дил, что вы­явил и уда­лил 470 «неа­у­тен­тич­ных» аккаунтов, ко­то­рые, «ве­ро­ят­но, ве­лись из Рос­сии».

Три неде­ли спу­стя Твит­тер под­твер­дил, что вы­явил и при­оста­но­вил дей­ствие 201 учет­ной за­пи­си, свя­зан­ной с уда­лен­ны­ми ак­ка­ун­та­ми ФБ. Ни та, ни дру­гая соц­сеть не на­зва­ли кон­крет­ные ак­ка­ун­ты.

Од­на­ко за них это сде­ла­ло еще од­но рос­сий­ское СМИ – РБК. 17 ок­тяб­ря жур­на­ли­сты По­ли­на Ру­ся­е­ва и Ан­дрей За­ха­ров опуб­ли­ко­ва­ли по­дроб­ный ана­лиз «фаб­ри­ки троллей», в том чис­ле слив спис­ка ее наи­бо­лее эф­фек­тив­ных аккаунтов.

Рас­сле­до­ва­ние РБК ста­ло важ­ней­шим ис­точ­ни­ком для ис­сле­до­ва­те­лей. Твит­тер по­де­лил­ся спис­ком из 2752 аккаунтов «фаб­ри­ки троллей» с Ко­ми­те­том по раз­вед­ке Па­ла­ты пред­ста­ви­те­лей США. Де­мо­кра­ты - чле­ны Ко­ми­те­та опуб­ли­ко­ва­ли этот спи­сок. Фейс­бук опуб­ли­ко­вал неко­то­рые из ре­клам и аккаунтов троллей в пре­зен­та­ции пе­ред Ко­ми­те­том по раз­вед­ке Се­на­та 1 но­яб­ря. Од­на­ко РБК предо­ста­ви­ло наи­бо­лее по­дроб­ный об­зор ак­тив­но­сти троллей на раз­лич­ных плат­фор­мах.

Та­ким об­ра­зом, в ос­но­ве боль­шин­ства от­кры­тых рас­сле­до­ва­ний де­я­тель­но­сти «фаб­ри­ки троллей» (в от­ли­чие от внут­рен­них рас­сле­до­ва­ний ком­па­ний) ле­жит имен­но ра­бо­та рос­сий­ских жур­на­ли­стов.

НЕ ТОЛЬ­КО АНОНИМНЫЕ ТРОЛЛИ

Еще трое рос­сий­ских жур­на­ли­стов за­слу­жи­ва­ют от­дель­но­го упо­ми­на­ния за их роль в раз­об­ла­че­нии рос­сий­ской ин­фор­ма­ци­он­ной вой­ны. Это Алек­сандр Га­бу­ев из неза­ви­си­мой еже­днев­ной га­зе­ты «Ком­мер­сантъ» и Илья Азар, ра­нее ра­бо­тав­ший в ин­тер­нет-сми lenta.ru. Они взя­ли ин­тер­вью у глав­но­го ре­дак­то­ра RT Мар­га­ри­ты Си­мо­ньян в 2012 и 2013 го­ду со­от­вет­ствен­но. Еще один – неиз­вест­ный жур­на­лист го­су­дар­ствен­но­го агент­ства «РИА Но­во­сти», ко­то­рый снял но­во­го глав­но­го ре­дак­то­ра агент­ства Дмит­рия Ки­се­ле­ва, ко­гда в 2013 го­ду агент­ство бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в про­па­ган­дист­ский кон­гло­ме­рат «Рос­сия Се­го­дня». Экс­порт­ным брен­дом «Рос­сии Се­го­дня» стал Sputnik.

Бла­го­да­ря этим на­сто­я­щим жур­на­ли­стам мы как нель­зя луч­ше по­ни­ма­ем, как ра­бо­та­ют рос­сий­ские го­су­дар­ствен­ные псев­до­жур­на­ли­сты. Га­бу­ев спро­сил Си­мо­ньян в 2012 го­ду, по­че­му он, как на­ло­го­пла­тель­щик, дол­жен фи­нан­си­ро­вать RT.

«Ну, при­мер­но за­тем же, за­чем стране нуж­но Ми­ни­стер­ство обо­ро­ны», – от­ве­ти­ла Си­мо­ньян. Да­лее она срав­ни­ла RT с ар­ми­ей и ска­за­ла, что в 2008 го­ду во вре­мя вой­ны с Гру­зи­ей шла ин­фор­ма­ци­он­ная вой­на «со всем за­пад­ным ми­ром».

Га­бу­ев по­ка­зал, что Си­мо­ньян ви­дит ее из­да­ние как ору­жие го­су­дар­ствен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной вой­ны.

«Во­прос: Уро­ки ка­кие-то из­влек­ли? Есть ли ка­кой-то ан­ти­кри­зис­ный ме­ха­низм? Есть ли по­ни­ма­ние, что на­до по­ли­вать, на­при­мер, цве­то­чек под на­зва­ни­ем Russia Today, что­бы он вы­рос в мо­гу­чее дерево и мог в слу­чае че­го быть та­кой ин­фор­ма­ци­он­ной ду­бин­кой? Си­мо­ньян: Мне ка­жет­ся, да».

Год спу­стя Азар под­твер­дил взгляд Си­мо­ньян на мир. В этом ин­тер­вью она вновь го­во­ри­ла об RТ в во­ен­ной тер­ми­но­ло­гии:

«Ну ко­неч­но, Ми­ни­стер­ство обо­ро­ны не мо­жет на­чать обу­чать солдат, из­го­тав­ли­вать ору­жие и во­об­ще са­мо се­бя со­зда­вать, ко­гда вой­на уже на­ча­лась. Ес­ли у нас нет ауди­то­рии се­го­дня, зав­тра и по­сле­зав­тра, это бу­дет то же са­мое, что в 2008-м».

В сво­их за­яв­ле­ни­ях Си­мо­ньян от­кры­то на­зы­ва­ет RT ору­ди­ем ин­фор­ма­ци­он­ной вой­ны, а не сред­ством мас­со­вой ин­фор­ма­ции. Это вид­но и из по­ве­де­ния те­ле­ка­на­ла, а так­же мно­го­чис­лен­ных на­ру­ше­ний стан­дар­тов ве­ща­ния. Од­на­ко под­твер­жде­ние цели ка­на­ла из уст его глав­но­го ре­дак­то­ра по­лу­чи­ли имен­но рос­сий­ские жур­на­ли­сты.

То же спра­вед­ли­во и для Ки­се­ле­ва, един­ствен­но­го рос­сий­ско­го жур­на­ли­ста, по­пав­ше­го под санк­ции ЕС за про­па­ган­ду о рос­сий­ской ан­нек­сии Кры­ма. 12 де­каб­ря он об­ра­тил­ся к пер­со­на­лу «РИА Но­во­сти» – го­су­дар­ствен­но­го но­вост­но­го агент­ства, ра­нее сла­вив­ше­го­ся сво­ей неза­ви­си­мо­стью, жур­на­ли­сты ко­то­ро­го толь­ко что узна­ли о ре­ор­га­ни­за­ции в «Россию Се­го­дня».

Жур­на­лист «РИА Но­во­сти» снял при­вет­ствен­ную речь Ки­се­ле­ва пе­ред сво­и­ми но­вы­ми со­труд­ни­ка­ми, где он яс­но по­ка­зал, ко­го им сле­ду­ет слу­шать­ся.

«Мы – го­су­дар­ствен­ное агент­ство, ко­то­рое су­ще­ству­ет на го­су­дар­ствен­ные день­ги. Я не про­тив дру­гих то­чек зре­ния, они мо­гут от­ли­чать­ся да­же в той об­ла­сти, о ко­то­рой я го­во­рю. Но ес­ли мы го­во­рим о тра­ди­ци­он­ной по­ли­ти­ке, то, ко­неч­но, мы хо­те­ли бы ее ас­со­ци­и­ро­вать с лю­бо­вью к Рос­сии».

Жур­на­лист «РИА Но­во­сти» два­жды спро­сил, как от­де­лить лю­бовь к ро­дине от люб­ви к го­су­дар­ству. Ки­се­лев от­ве­тил:

«Из­ме­ни­те свое от­но­ше­ние к го­су­дар­ству и к Оте­че­ству. Ес­ли вы со­би­ра­е­тесь за­ни­мать­ся под­рыв­ной де­я­тель­но­стью, то это не сов­па­да­ет с мо­им пла­ном, отве­чу вам пря­мо».

ВЫ­ВОД

Ис­то­рия рос­сий­ской «фаб­ри­ки троллей» – это ис­то­рия раз­об­ла­че­ния лжи на­сто­я­щи­ми жур­на­ли­ста­ми. Рос­сий­ские жур­на­ли­сты пер­вы­ми рас­ска­за­ли о «фаб­ри­ке троллей», ко­гда она толь­ко на­чи­на­ла ра­бо­тать. Они пер­вы­ми ука­за­ли на ее хо­зя­и­на и опуб­ли­ко­ва­ли ин­фор­ма­цию об ее са­мых важ­ных ак­ка­ун­тах. Они предо­ста­ви­ли наи­бо­лее убе­ди­тель­ные до­ка­за­тель­ства то­го, что крем­лев­ские «жур­на­ли­сты» во­все не жур­на­ли­сты, а, по их соб­ствен­но­му мне­нию, бой­цы ин­фор­ма­ци­он­ной вой­ны про­тив За­па­да.

Крайне важ­но от­ме­тить, что хо­тя тролли и псев­до­жур­на­ли­сты, ко­то­рые ве­ли про­па­ган­дист­скую кам­па­нию про­тив США, бы­ли рос­си­я­на­ми, жур­на­ли­сты, ко­то­рые вы­ве­ли их на чи­стую во­ду, так­же бы­ли рос­си­я­на­ми.

Со­бы­тия 2014–2017 го­дов бы­ли не борь­бой Рос­сии про­тив Аме­ри­ки или рос­си­ян про­тив аме­ри­кан­цев – это бы­ли ата­ки рос­сий­ских го­су­дар­ствен­ных СМИ и «фаб­ри­ки троллей», чей вла­де­лец тес­но свя­зан с вла­стя­ми, про­тив кри­ти­ков Крем­ля как в Рос­сии, так и за ее пре­де­ла­ми.

Имен­но бла­го­да­ря рос­сий­ским жур­на­ли­стам мы так мно­го зна­ем о том, что же про­изо­шло. По ма­те­ри­а­лам Dfrlab

ар­хив­ная ко­пия от 11 июня 2015 г (ис­точ­ник: вк/на­та­лья ль­во­ва) ль­во­ва рас­ска­за­ла, что каж­дый член ко­ман­ды Пи­сал око­ло 100 По­ли­ти­че­ских ком­мен­та­ри­ев в ин­тер­не­те в день

ар­хив­ная ко­пия от 5 Мар­та 2018 г (ис­точ­ник: «Мой рай­он»)

за­го­ло­вок «но­вой га­зе­ты», 9 сен­тяб­ря 2013 г (ис­точ­ник: «но­вая га­зе­та»)

«от­дел спе­ци­а­ли­стов со­ци­аль­ных се­тей». фо­то алек­сан­дры гар­ма­жа­по­вой, Предо­став­лен­ное Yle finland (ис­точ­ник: Yle Kioski)

«на­валь­ный – гит­лер на­ше­го вре­ме­ни» – Пост «фаб­ри­ки троллей», рас­кры­тый ан­дре­ем сош­ни­ко­вым (ар­хив­ная ко­пия от 5 Мар­та 2018 го­да). ис­точ­ник: livejournal/alexmonc)

спи­сок троллей, до­бы­тый рбк, раз­де­лен­ный на «ра­со­вые во­про­сы», «По­ли­ти­че­ские во­про­сы», «во­про­сы ре­ли­гии и Мень­шинств» и «Про­чие во­про­сы» (ис­точ­ник: рбк)

ак­ти­вист­ка и рас­сле­до­ва­тель­ни­ца люд­ми­ла сав­чук, внед­рив­ша­я­ся на «фаб­ри­ку троллей»

Newspapers in Russian

Newspapers from Russia

© PressReader. All rights reserved.