При­выч­ка ле­чить­ся

Ка­кие пре­па­ра­ты вы­зы­ва­ют за­ви­си­мость

Argumenty I Fakty - Zdorovie - - Фактор Риска -

По­че­му таб­лет­ки вдруг пе­ре­ста­ют по­мо­гать, а ко­гда вы бро­са­е­те их пить, воз­ни­ка­ет син­дром от­ме­ны и са­мо­чув­ствие рез­ко ухуд­ша­ет­ся? Ско­рее все­го, вы по­па­ли в за­ви­си­мость от ле­кар­ства. Раз­бе­рём­ся, ка­кие пре­па­ра­ты ча­ще все­го вы­зы­ва­ют

при­вы­ка­ние.

Ка­п­ли от на­смор­ка

Од­но из са­мых рас­про­стра­нён­ных средств, вы­зы­ва­ю­щих при­вы­ка­ние, со­су­до­су­жи­ва­ю­щие ка­п­ли для но­са. Ка­п­ли вли­я­ют и на вор­син­ки в но­су. Ле­кар­ство по­па­да­ет на сли­зи­стую обо­лоч­ку, где есть вор­син­ча­тый эпи­те­лий (мик­ро­вор­син­ки, мик­ро­рес­нич­ки, ко­то­рые вы­во­дят слизь на­ру­жу из по­ло­сти но­са). Под дей­стви­ем силь­но­го и ре­гу­ляр­но­го со­кра­ще­ния, ко­то­рое воз­ни­ка­ет при ис­поль­зо­ва­нии со­су­до­су­жи­ва­ю­щих средств, вор­син­ки пе­ре­ста­ют ра­бо­тать, а сли­зи­стая вы­сы­ха­ет, ведь ка­п­ли обыч­но об­ла­да­ют под­су­ши­ва­ю­щим эф­фек­том. Кро­ме то­го, раз­ви­ва­ют­ся се­рьёз­ные пробле­мы и с обо­ня­ни­ем. Дли­тель­ное воз­дей­ствие со­су­до­су­жи­ва­ю­щих ка­пель на обо­ня­тель­ные лу­ко­ви­цы в но­су при­во­дит к то­му, что че­ло­век пе­ре­ста­ёт раз­ли­чать за­па­хи. Это со­сто­я­ние неред­ко оста­ёт­ся и по­сле от­ме­ны ка­пель. При­чём сто­ит по­ни­мать, что вос­ста­нав­ли­вать обо­ня­ние крайне слож­но, а в неко­то­рых слу­ча­ях и во­все невоз­мож­но.

Сла­би­тель­ные пре­па­ра­ты

За­ви­си­мость от сла­би­тель­ных вра­чи неред­ко объ­яс­ня­ют тем, что с эти­ми сред­ства­ми ки­шеч­ник на­чи­на­ет ле­нить­ся и боль­ше не хо­чет ра­бо­тать са­мо­сто­я­тель­но. Осо­бен­но ак­ту­аль­но это для ма­лы­шей в воз­расте до 6 ме­ся­цев, ко­гда их ки­шеч­ник толь­ко при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к ра­бо­те.

Впро­чем, бы­ва­ют си­ту­а­ции, ко­гда за­ви­си­мость от сла­би­тель­ных свя­за­на не с фи­зио­ло­ги­че­ски­ми, а с пси­хо­ло­ги­че­ски­ми при­чи­на­ми. Лю­ди, ко­то­рые дол­гое вре­мя стра­да­ют хро­ни­че­ски­ми за­по­ра­ми, на­чи­на­ют бо­ять­ся есте­ствен­ной де­фе­ка­ции и убеж­да­ют се­бя в том, что без сла­би­тель­ных средств ни­че­го не по­лу­чит­ся.

Сно­твор­ные таб­лет­ки

За­ви­си­мость от сно­твор­ных (схо­жий прин­цип дей­ству­ет и для успо­ко­и­тель­ных) раз­ви­ва­ет­ся не сра­зу, а по­сте­пен­но: этот про­цесс мо­жет за­ни­мать не­сколь­ко лет. Сна­ча­ла раз­ви­ва­ет­ся при­вы­ка­ние, ко­гда обыч­ные до­зы ле­карств уже не ра­бо­та­ют. Боль­ной на­чи­на­ет при­ни­мать всё боль­ше таб­ле­ток, что при­во­дит к пре­вы­ше­нию до­зи­ров­ки в 2-3 ра­за. Од­на­ко да­же на фоне боль­ших доз пре­па­ра­тов сон ста­но­вит­ся всё ху­же - уча­ща­ют­ся ноч­ные бодр­ство­ва­ния, воз­ни­ка­ет сон­ли­вость днём. Так­же от­ме­ча­ет­ся и фи­зи­че­ская за­ви­си­мость от пре­па­ра­та, ко­гда при про­пус­ке оче­ред­ной таб­лет­ки боль­но­му ста­но­вит­ся пло­хо. Здесь важ­но не тя­нуть с от­ме­ной пре­па­ра­та. Чрез­мер­ные до­зы сно­твор­ных средств гу­би­тель­ны для пси­хи­ки и внут­рен­них ор­га­нов.

Гор­мо­наль­ные сред­ства

Гор­мо­наль­ная те­ра­пия при­ме­ня­ет­ся при раз­лич­ных па­то­ло­ги­ях: при кож­ных ал­лер­ги­ях, брон­хи­аль­ной аст­ме, про­бле­мах с щи­то­вид­ной же­ле­зой, ги­не­ко­ло­ги­че­ских от­кло­не­ни­ях. Но ес­ли при­ни­мать гор­мо­ны слиш­ком дол­го, мо­гут воз­ник­нуть непри­ят­но­сти: ал­лер­ги­че­ские вы­сы­па­ния бу­дут по­яв­лять­ся всё боль­ше, а но­вые гор­мо­ны на­зна­чать и при­ни­мать уже нель­зя. В ре­зуль­та­те ком про­блем толь­ко на­рас­та­ет, ле­че­ние ста­но­вит­ся ещё бо­лее дли­тель­ным и слож­ным.

Ан­на ШАТОХИНА

Наш экс­перт - врач-им­му­но­лог Ан­на Шу­ля­е­ва.

Newspapers in Russian

Newspapers from Ukraine

© PressReader. All rights reserved.