Не­и­зу­чен­ные уро­ки

По­че­му про­дук­ция про­па­ган­ди­стов име­ет спрос?

Den (Russian) - - Культура - На­та­лья ИЩЕНКО

Один из наи­бо­лее се­рьез­ных кри­зи­сов со­вре­мен­ной жур­на­ли­сти­ки ( ес­ли мож­но в дан­ном слу­чае ис­поль­зо­вать это опре­де­ле­ние) про­изо­шел вес­ной 1999 го­да, ко­гда бы­ло пред­на­ме­рен­но ата­ко­ва­но зда­ние Ра­дио и Те­ле­ви­де­ния Сер­бии. Но­вей­шая ис­то­рия боль­ше не зна­ет слу­чая, ко­гда вой­на про­тив про­па­ган­ды транс­фор­ми­ро­ва­лась непо­сред­ствен­но в бо­е­вые дей­ствия.

Впро­чем, по­мог­ло ли это на­учить­ся жур­на­ли­стам на Бал­ка­нах, как и в дру­гих ча­стях све­та, по­нять, что ин­фор­ма­ци­он­но-про­па­ган­дист­ская под­держ­ка агрес­со­ра яв­ля­ет­ся невер­ным вы­бо­ром, а поль­зо­ва­те­лям ме­диа-про­дук­ции — не ве­стись на раз­ру­ши­тель­ную про­па­ган­ду?

О ЖИЗ­НИ И СМЕР­ТИ

К 20- й го­дов­щине бом­бар­ди­ров­ки НАТО зда­ния Ра­дио и Те­ле­ви­де­ния Сер­бии (РТС) и ги­бе­ли 16 со­труд­ни­ков те­ле­ра­дио­ком­па­нии на РТС на­ча­лись съем­ки филь­ма «О жиз­ни и смер­ти».

«В фор­ма­те иг­ро­во­го те­ле­ви­зи­он­но­го филь­ма бу­дет пе­ре­пле­те­но пять рас­ска­зов о лю­дях, чья жизнь бы­ла пре­рва­на в ночь на 23 ап­ре­ля 1999 го­да. Сце­на­рист Предраг Пе­ри­шич и ре­жис­сер Предраг Ве­ли­но­вич из­ло­жи­ли свои ху­до­же­ствен­ные взгля­ды на тра­ге­дию, по от­но­ше­нию к ко­то­рой в те­че­ние двух де­ся­ти­ле­тий вста­ет во­прос «По­че­му?»», — го­во­рит­ся в со­об­ще­нии те­ле­ра­дио­ком­па­нии, рас­про­стра­нен­ном на этой неде­ле.

Пре­мье­ра кар­ти­ны за­пла­ни­ро­ва­на на сле­ду­ю­щий год, к пе­чаль­но­му юби­лею тра­ге­дии.

Но­вость о филь­ме серб­ских те­ле­ви­зи­он­щи­ков по­сту­пи­ла во вре­мя оче­ред­но­го обостре­ния про­ти­во­сто­я­ния Бел­гра­да и Приш­ти­ны. Ко­со­во сно­ва бун­ту­ет, прав­да мир­но — вве­ло 100% по­шли­ну на серб­ские то­ва­ры. Серб­ская сто­ро­на, хоть и иг­ра­ет мыш­ца­ми, но де­ла­ет ак­цент на необ­хо­ди­мо­сти со­хра­не­ния ми­ра. Но­вая кар­ти­на серб­ских те­ле­ви­зи­он­щи­ков на этом фоне мно­гое до­бав­ля­ет для оцен­ки ны­неш­ней об­щей си­ту­а­ции на Бал­ка­нах.

Сер­бия сей­час офи­ци­аль­но яв­ля­ет­ся парт­не­ром НАТО, но в то же вре­мя ве­ду­щий те­ле­ка­нал стра­ны, де­мон­стри­руя так­же и на­стро­е­ния боль­шин­ства об­ще­ства, не со­би­ра­ет­ся за­бы­вать ра­ке­ту Альян­са и пе­ре­смат­ри­вать свою оцен­ку тех со­бы­тий. В со­сед­ней Чер­но­го­рии, ко­то­рую то­же в 1999 го­ду бом­би­ло НАТО, при­ня­то счи­тать то­гдаш­нюю опе­ра­цию Альян­са на­прав­лен­ной не про­тив со­вре­мен­ной Чер­но­го­рии, а про­тив Юго­сла­вии, стра­ны, ко­то­рая жест­ко и же­сто­ко во­е­ва­ла про­тив сво­ей мя­теж­ной про­вин­ции, Ко­со­во, не вы­би­рая средств, то есть про­тив стра­ны, ко­то­рой уже нет.

В Сер­бии все со­всем по-дру­го­му. Во­прос «По­че­му?», ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся в анон­се филь­ма РТС и вы­бит на па­мят­ни­ке по­гиб­шим те­ле­ви­зи­он­щи­кам в пар­ке Таш­май­дан в Бел­гра­де, для боль­шин­ства сер­бов яв­ля­ет­ся ри­то­ри­че­ским. Они уве­ре­ны, что речь идет имен­но об их го­су­дар­стве, о них са­мих, и о неза­слу­жен­ном и неспра­вед­ли­вом на­ка­за­нии.

«СО­ЮЗ­НАЯ СИ­ЛА»

Что же в дей­стви­тель­но­сти то­гда про­изо­шло? По­че­му, как утвер­жда­ют, впер­вые в ис­то­рии войн ме­диа-ком­па­ния бы­ла це­ле­на­прав­лен­но бом­бар­ди­ро­ва­на? На­пом­ним ос­нов­ные фак­ты. Во­ен­но-воз­душ­ная опе­ра­ция «Со­юз­ная си­ла» (Operation Allied Force) НАТО про­тив Со­юз­ной Рес­пуб­ли­ки Юго­сла­вия (СРЮ) осу­ществ­ля­лась с 24 мар­та по 10 июня 1999 го­да. Это был за­вер­ша­ю­щий этап Ко­сов­ской вой­ны. В ре­зуль­та­те опе­ра­ции Альян­са юго­слав­ские вой­ска бы­ли вы­ве­де­ны с тер­ри­то­рии Ко­со­во и Ме­то­хии, а за­тем, со­глас­но ре­ше­нию Со­ве­та Без­опас­но­сти ООН, ту­да был вве­ден ми­ро­твор­че­ский кон­тин­гент НАТО.

За вре­мя опе­ра­ции «Со­юз­ная си­ла» Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ский аль­янс осу­ще­ствил сот­ни воз­душ­ных уда­ров по во­ен­ным, про­мыш­лен­ным и ин­фра­струк­тур­ным объ­ек­там в Сер­бии и Чер­но­го­рии, ко­то­рые то­гда вме­сте вхо­ди­ли в СРЮ.

В част­но­сти, 23 ап­ре­ля 1999 го­да ра­ке­та, вы­пу­щен­ная из са­мо­ле­та, по­па­ла в зда­ние го­су­дар­ствен­но­го Ра­дио и Те­ле­ви­де­ния Сер­бии в Бел­гра­де. То­гда из зда­ния ве­ду­щей те­ле­ра­дио­ком­па­нии ре­ги­о­на осу­ществ­ля­ли ве­ща­ние три те­ле­ви­зи­он­ных ка­на­ла и че­ты­ре ра­дио­стан­ции. Ата­ка со­сто­я­лась но­чью, в 2 ча­са 6 ми­нут, ко­гда в эфи­ре транс­ли­ро­ва­лось ин­тер­вью серб­ско­го ли­де­ра Сло­бо­да­на Ми­ло­ше­ви­ча в за­пи­си. Все­го в по­ме­ще­ни­ях те­ле­ра­дио­стан­ции то­гда на­хо­ди­лось от 150 до 200 че­ло­век, ко­то­рые ра­бо­та­ли в ноч­ную сме­ну или де­жу­ри­ли.

В ре­зуль­та­те бом­бар­ди­ров­ки два из че­ты­рех эта­жей до­ма РТС об­ва­ли­лись, глав­ная ап­па­рат­ная бы­ла раз­ру­ше­на. По­гиб­ло шест­на­дцать со­труд­ни­ков РТС — ре­жис­се­ры, ре­дак­то­ры, про­грам­ми­сты, опе­ра­то­ры, охран­ни­ки, гри­мер. Бы­ли и ра­не­ные, ко­то­рых при­шлось вы­тас­ки­вать из­под за­ва­лов раз­ру­шен­но­го зда­ния.

«ПО­ЧЕ­МУ?»

Аль­янс от­ве­тил то­гда на во­прос «По­че­му?» очень чет­ко: Ра­дио и Те­ле­ви­де­ние Сер­бии бы­ло объ­ек­том двой­но­го на­зна­че­ния, вно­сив­шим важ­ный вклад в про­па­ган­дист­скую вой­ну, ко­то­рая ве­лась юго­слав­ской вла­стью, и по­то­му ста­ло пра­во­мер­ной це­лью.

Га­зе­та Guardian в 1999 го­ду при­во­ди­ла сло­ва То­ни Бл­э­ра, ко­то- рый на­ста­и­вал на том, что бом­бар­ди­ров­ка те­ле­ви­зи­он­ных стан­ций бы­ла пол­но­стью обос­но­ван­ной, посколь­ку они бы­ли ча­стью «ап­па­ра­та дик­та­ту­ры и вла­сти Ми­ло­ше­ви­ча». Из­да­ние так­же ци­ти­ро­ва­ло за­яв­ле­ние Клер Шорт, сек­ре­та­ря по меж­ду­на­род­но­му раз­ви­тию Ве­ли­ко­бри­та­нии. Она, в част­но­сти, от­ме­ча­ла: «Это вой­на, это се­рьез­ный кон­фликт, тво­рят­ся неопи­су­е­мые ужа­сы. Про­па­ган­дист­ская ма­ши­на про­лон­ги­ру­ет эту вой­ну, и это — ( зда­ние РТС) яв­ля­ет­ся пра­во­мер­ной це­лью».

Пресс-сек­ре­тарь НАТО Де­вид Вил­би еще за две недели до на­па­де­ния, по дан­ным Guardian, наз­вал го­су­дар­ствен­ную те­ле­ра­дио­стан­цию Сер­бии «пра­во­мер­ной це­лью», по­то­му что она «в те­че­ние мно­гих лет на­пол­ня­ла эфир нена­ви­стью и ло­жью».

Поз­же меж­ду­на­род­ные су­ды фак­ти­че­ски со­гла­си­лись с ар­гу­мен­та­ми НАТО и стран Альян­са.

В июне 1999 г. Меж­ду­на­род­ный суд ООН от­ка­зал в удо­вле­тво­ре­нии прось­бы СРЮ об от­кры­тии про­из­вод­ства по от­но­ше­нию к го­су­дар­ствам Альян­са. В 2000 го­ду про­ку­рор Меж­ду­на­род­но­го уго­лов­но­го три­бу­на­ла ка­са­тель­но быв­шей Юго­сла­вии со­об­щил Со­ве­ту Без­опас­но­сти ООН о сво­ем ре­ше­нии не про­во­дить рас­сле­до­ва­ния по это­му во­про­су. В 2001 г. Ев­ро­пей­ский суд по пра­вам че­ло­ве­ка объ­явил непри­ем­ле­мой для рас­смот­ре­ния по су­ти жа­ло­бы род­ствен­ни­ков по­гиб­ших и ра­нен­ных со­труд­ни­ков РТС про­тив стран НАТО.

За­то в 2002 го­ду, ко­гда уже про­шло два го­да по­сле свер­же­ния ре­жи­ма Ми­ло­ше­ви­ча, серб­ский суд осу­дил быв­ше­го ру­ко­во­ди­те­ля го­су­дар­ствен­но­го ра­дио­те­ле­ви­де­ния Сер­бии, Дра­го­лю­ба Ми­ла­но­ви­ча. Его при­го­во­ри­ли к де­ся­ти го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды за то, что он не обес­пе­чил без­опас­ность сво­их со­труд­ни­ков.

Как ока­за­лось, за­пад­ные ин­фор­ма­ци­он­ные ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли мощ­но­сти серб­ско­го те­ле­ра­дио­цен­тра для пе­ре­да­чи ма­те­ри­а­лов из Юго­сла­вии, бы­ли пре­ду­пре­жде­ны пред­ста­ви­те­ля­ми НАТО, что глав­ный офис РТС бу­дет под­вер­жен на­па­де­нию. Власть Юго­сла­вии так­же по­лу­чи­ла со­от­вет­ству­ю­щую ин­фор­ма­цию. Но, как уста­но­вил суд, ру­ко­во­ди­тель Ра­дио и Те­ле­ви­де­ния Сер­бии не вы­пол­нил рас­по­ря­же­ния об эва­ку­а­ции со­труд­ни­ков те­ле­ра­дио­стан­ции, хо­тя знал, что зда­ние РТС мо­жет стать ми­ше­нью для бом­бар­ди­ров­ки.

23 мая 2011 го­да ру­ко­вод­ство Ра­дио и Те­ле­ви­де­ния Сер­бии из­ви­ни­лось пе­ред граж­да­на­ми стра­ны и жи­те­ля­ми все­го ре­ги­о­на за то, что в 1990-х го­дах про­грам­мы РТС раз­жи­га­ли нена­висть и враж­ду. Ме­дий­щи­ки при­зна­ли, что это про­ис­хо­ди­ло с це­лью дис­кре­ди­та­ции по­ли­ти­че­ской оп­по­зи­ции в Сер­бии и ее ли­де­ров, а так­же как часть про­па­ган­ды то­гдаш­не­го неде­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­ма. Ру­ко­во­ди­те­ли те­ле­ра­дио­ком­па­нии кон­ста­ти­ро­ва­ли, что пе­ре­да­чи РТС в «де­вя­но­стых» на­нес­ли мо­раль­ный вред чести и до­сто­ин­ству пред­ста­ви­те­лей оп­по­зи­ции, а так­же неко­то­рым со­сед­ним на­ро­дам и го­су­дар­ствам. С тех пор в сво­ей ра­бо­те Ра­дио и Те­ле­ви­де­ние Сер­бии обя­за­лось быть неза­ви­си­мым и ре­а­ли­зо­вы­вать прин­ци­пы вер­хо­вен­ства пра­ва, со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, граж­дан­ской де­мо­кра­тии, за­щи­щать пра­ва че­ло­ве­ка и пра­ва мень­шинств и пре­дан­ность ев­ро­пей­ским прин­ци­пам и цен­но­стям.

СЕРБ­СКИЙ «СПУТ­НИК»

Се­го­дня РТС пы­та­ет­ся со­от­вет­ство­вать со­вре­мен­ным жур­на­лист­ским стан­дар­там. В част­но­сти, не предо­став­ля­ет три­бу­ну ра­ди­ка­лам (а та­ких в се­го­дняш­ней серб­ской по­ли­ти­ке есть нема­ло), ко­то­рые ис­поль­зу­ют ри­то­ри­ку вре­мен вой­ны. По­да­ет по­зи­цию оп­по­нен­тов офи­ци­аль­но­го Бел­гра­да, в том чис­ле ре­гу­ляр­но транс­ли­ру­ет за­яв­ле­ния ли­де­ров непри­знан­но­го Сер­би­ей Ко­со­во. Или вот еще све­жий при­мер плю­ра­лиз­ма: в про­грам­му «Око» на РТС 27 но­яб­ря при­гла­си­ли ди­пло­ма­та Среч­ко Джу­ки­ча, Посла Укра­и­ны в Сер­бии Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча и... ре­дак­то­ра серб­ской вер­сии рос­сий­ско­го из­да­ния «Спут­ник» Лю­бин­ку Ми­лин­чич. Все по пра­ви­лам со­блю­де­ния ба­лан­са мне­ний и пред­став­ле­ния аль­тер­на­тив­ных то­чек зре­ния — как они их се­бе пред­став­ля­ют.

По­нят­но, что по­доб­ное тол­ко­ва­ние жур­на­лист­ских стан­дар­тов, ко­гда в эфир зо­вут двух ди­пло­ма­тов, один из ко­то­рых дей­ству­ю­щий по­сол стра­ны, ис­пы­тав­шей агрес­сию, и про­па­ган­ди­ста из стра­ны-агрес­со­ра, вы­зы­ва­ет мно­го во­про­сов, хо­тя фор­маль­но от­но­си­тель­ный ба­ланс мне­ний и име­ет­ся.

Здесь на­до объ­яс­нить, что серб­ская вер­сия муль­ти­ме­дий­но­го агент­ства Sputnik International, вхо­дя­ще­го в про­па­ган­дист­ский хол­динг « Рос­сия се­го­дня » , rs.sputniknews.com, в Сер­бии счи­та­ет­ся до­ста­точ­но ре­спек­та­бель­ным СМИ. Этот про­ект, ко­то­рый да­же для уме­рен­ных ев­ро­пей­ских по­ли­ти­ков дав­но уже яв­ля­ет­ся при­ме­ром рос­сий­ско­го ги­брид­но­го вли­я­ния, для жи­те­лей Сер­бии — один из ве­ду­щих (!) ис­точ­ни­ков но­во­стей. А то, что там че­рез один ма­те­ри­ал то фейк, то про­па­ган­да, то дез­ин­фор­ма­ция, ни­ко­го не огор­ча­ет.

Вот, на­при­мер, несколь­ко за­гла­вий от серб­ско­го «Спут­ни­ка» за 28 но­яб­ря 2018 го­да. «Из до­ку­мен­тов вид­но: укра­ин­ско­му мо­ря­ку бы­ло при­ка­за­но тай­но въе­хать в Азов­ское мо­ре». «Аре­сты, пре­сле­до­ва­ния рос­си­ян, за­прет вы­бо­ров... Ка­ки­ми мо­гут быть це­ли во­ен­но­го по­ло­же­ния в Укра­ине». «Ки­ев про­сит Аме­ри­ку от­крыть

во­ен­ную ба­зу в Укра­ине». «С-400 в Кры­му — охла­ди­тель

для охла­жде­ния го­лов». «Для укра­ин­ских ко­раб­лей до­ста­точ­но од­ной ра­ке­ты». Та­ким же об­ра­зом, как вы по­ни­ма­е­те, серб­ский «Спут­ник» «ин­фор­ми­ру­ет» и о со­бы­ти­ях в дру­гих ча­стях све­та, в первую оче­редь, ко­неч­но, на Бал­ка­нах. Фей­ко­вые со­об­ще­ния, про­па­ган­дист­ские тек­сты, язык нена­ви­сти — все как все­гда в ги­брид­ных ме­диа агрес­со­ра.

За­чем сер­бы чи­та­ют и смот­рят по­доб­ные «но­во­сти», за­чем при­гла­ша­ют в эфир цен­траль­но­го те­ле­ка­на­ла ру­ко­во­ди­те­лей это­го «СМИ» — те­ма для от­дель­но­го... нет, не ма­те­ри­а­ла, а ком­плекс­но­го по­ли­то­ло­ги­че­ско­го и со­ци­о­пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния.

Как так про­изо­шло, что по­сле все­го, что пе­ре­жи­ла Сер­бия, сер­бы и серб­ская жур­на­ли­сти­ка в част­но­сти, по­пу­ляр­ность и ав­то­ри­тет здесь за­во­е­вы­ва­ют про­па­ган­дист­ские, ги­брид­ные ме­диа­про­ек­ты дру­гой стра­ны, ко­то­рая в на­сто­я­щее вре­мя ве­дет за­хват­ни­че­скую войн про­тив сво­е­го со­се­да? По­че­му и зри­те­ли с чи­та­те­ля­ми, и жур­на­ли­сты счи­та­ют вполне нор­маль­ным при­слу­ши­вать­ся к про­па­ган­де стра­ны, ко­то­рая осу­ществ­ля­ет агрес­сию, при­чем имен­но в на­сто­я­щий мо­мент? Это со­всем дру­гое «По­че­му?», но от­вет на него очень хо­те­лось бы услы­шать. Без него, на­вер­ное, и чест­ный и нери­то­ри­че­ский от­вет на «По­че­му?» образца 1999 го­да дать невоз­мож­но.

Newspapers in Russian

Newspapers from Ukraine

© PressReader. All rights reserved.